ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПЕСНИ ВЛАДИМИРА БЕГЛЕЦОВА

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПЕСНИ ВЛАДИМИРА БЕГЛЕЦОВА

1 февраля исполняется полвека главному дирижеру и художественному руководителю Камерного хора Смольного собора з.а. России Владимиру Беглецову. Не будет преувеличением сказать, что с его творчеством уже на протяжении многих лет хорошо знакомы все меломаны города. Сегодня Владимир Евгеньевич любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента Вячеслава КОЧНОВА.

- Владимир Евгеньевич, почему Вас привлекло именно хоровое дирижирование? Человеческий голос Вам больше по душе, чем инструмент?

- Я поступил в Консерваторию изначально на дирижерско-хоровое отделение, причем в класс Владислава Чернушенко, который тогда был ректором. Уже потом я поступил на фортепианный факультатив к Владимиру Нильсену, но с фортепиано я был вынужден распроститься, так как на пятом курсе меня всё-таки поймали и забрили в армию, а после двухлетнего перерыва в занятиях, речи о том, чтобы сдавать фортепиано сразу, идти не могло.

- А Вам не кажется, что Петербург-Петроград-Ленинград в творчестве большинства великих композиторов звучит, как правило, трагически, в миноре? «Пиковая дама» и Патетическая симфония Чайковского, «Город над вольной Невой» Соловьева-Седова, «Ленинградская симфония» Шостаковича (хотя она формально в ля мажоре, но воспринимается как исключительно трагическая музыка)? А где же парадный Петербург? «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой»?

- Я не могу сказать, что лично для меня Петербург звучит в каких-то особенно мрачных красках. Безусловно, накладывает свой отпечаток, что относительно других широт у нас не так много солнечных дней.

Но в любую погоду, когда я возвращаюсь из Смольного собора на Петроградку, еду по набережной и вижу каждый день один и тот же пейзаж – Петропавловскую крепость, Стрелку Васильевского и поворот на Троицкий мост, какая бы ни была погода, я просто смотрю на эту красоту с каким-то гибельным восторгом. А что касается музыки, выражающей парадную сторону Петербурга, пожалуйста – сцена последнего бала в «Евгении Онегине»…

- Какое место в Вашем творчестве занимает современная музыка? Играете ли Вы что-то из не-академического репертуара?

- Наш репертуар огромен. Мы впервые в Петербурге исполнили «Реквием» Пендерецкого (под управлением автора) и его же «Утреню», впервые в России исполнили «Утреннее размышление о Божественном величии» для хора a capella Леонида Десятникова на стихи Ломоносова. Что же касается неакадемической музыки, у нас было несколько выпусков программы «Запрещенные песни» - там были песни Beatles, Rolling stones, Queen, Кино, тюремная лирика. Там была песня «У окошка» на стихи Лебедева-Кумача, мелодию которой все знают как блатную песню «Мурка» - оказывается, изначально это была народная песня, никак не связанная с блатной тематикой. Конечно, у слушателей был культурный шок. В «запрещенные» попали «Подмосковные вечера», которые в своем оригинальном варианте назывались «Ленинградскими вечерами», и при своем появлении были обозваны упадочными, декадентскими, буржуазными и т.д. И песню не выпускали в эфир, пока её не запел весь мир, и затем, как вы знаете, она стала позывными одной очень известной радиостанции.

- Скажите, Вас удовлетворяет качество выпускников современных российских консерваторий?

- Не могу сказать, чтобы уровень этот вырос – когда люди перестают читать книги, перестают ходить на концерты, в музеи, а заглядывают только в экран своего смартфона, что я наблюдаю даже на репетициях…. Я не могу сказать это обо всех студентах – но я нечасто вижу в Филармонии студенческую аудиторию.

- Какие произведения и какие композиторы были близки Вам в юности, а какие сейчас? Ваши вкусы меняются с течением времени?

- В юности я очень увлекался музыкой ХХ века – мог часами слушать Щедрина, Эдисона Денисова, Прокофьева, всего Шостаковича, Малера. Вся эта сложная мелодика и ритмика вроде позднего Стравинского была мне интересна. Когда же я сам стал профессиональным музыкантом, начал работать сначала в Капелле им. Глинки, потом в Хоровом училище мальчиков, стал общаться с оркестрами, меня захватила другая музыка – Моцарт, Бетховен, Брамс. Это то, чем я сейчас дышу.

- У Вас есть какие-то увлечения, помимо музыки? Какие книги Вы читаете? Чему посвящаете досуг?

ВБ- Досуг – это, наверное, всё-таки чтение. Последняя перечитанная мной книга – «Мертвые души», просто так открыл и не мог остановиться, до этого перечитал «Повести Белкина». А вообще прочел всего Пелевина и всего Сорокина. Причем, поскольку с Владимиром Сорокиным я знаком лично, у меня много его книг с автографами.

- В социальных сетях выложены Ваши фото с очень обаятельным серым котом. Расскажите про него. Он музыкален?

- Чистокровный британец, третий мой собственный кот в моей жизни. Когда приезжает сын и занимается на скрипке, кот уходит в самую дальнюю комнату и прячется в шкаф. Скрипку не выносит. Когда я играю на фортепиано, он обращает на это внимание и засыпает.

СПРАВКА. Заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса симфонических дирижеров Фонда И. Менухина (1992) ВЛАДИМИР БЕГЛЕЦОВ – выпускник трех факультетов Петербургской консерватории: фортепианного (под руководством В.Нильсена), дирижерско-хорового и оперно-симфонического (под руководством В. Чернушенко). С 1985 по 2004 год работал хормейстером в Академической капелле. С 1991 года в течение 16 лет являлся художественным руководителем Хора мальчиков Хорового училища имени М. И. Глинки. Преподавал хоровое дирижирование в Петербургской консерватории. С 2004 года по настоящее время – художественный руководитель Камерного хора Смольного собора. Постоянно сотрудничает с оркестром «Классика». Гастролировал с различными коллективами в Италии, Австрии, Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Испании, Дании, Латвии.

1