28 ЯНВАРЯ 2014 ИСПОЛНИЛОСЬ 78 ЛЕТ СТАТЬЕ "СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ"

шостиСУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ***

Вместе с общим культурным ростом в нашей стране вырос­ла и потребность в хорошей музыке. Никогда и нигде компо­зиторы не имели перед собой такой благодарной аудитории. Народные массы ждут хороших песен, но также и хороших инструментальных произведений, хороших опер.

Некоторые театры как новинку, как достижение препод­носят новой, выросшей культурно советской публике оперу Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". Услужливая му­зыкальная критика превозносит до небес оперу, создает ей громкую славу. Молодой композитор вместо деловой и серьез­ной критики, которая могла бы помочь ему в дальнейшей ра­боте, выслушивает только восторженные комплименты.

Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере наро­чито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчеза­ют в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой "музыкой" трудно, запомнить ее невозможно.

Так в течение почти всей оперы. На сцене пение заменено криком. Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испу­гавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию. Выразительность, которой требует слушатель, заменена бешеным ритмом. Музы­кальный шум должен выразить страсть.

Это все не от бездарности композитора, не от его неумения в музыке выразить простые и сильные чувства. Это музыка, умышленно сделанная "шиворот-навыворот" – так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью. Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реа­лизм, понятность образа, естественное звучание слова. Это – перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт "мейерхольдовщины" в умноженном виде. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Способность хоро­шей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобур­жуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевого оригинальничания. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо.

Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное "новаторство" ведет к отрыву от подлинно­го искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы.

Автору "Леди Макбет Мценского уезда" пришлось заим­ствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать "страсть" своим героям.

В то время как наша критика – в том числе и музыкаль­ная – клянется именем социалистического реализма, сцена преподносит нам в творении Шостаковича грубейший нату­рализм. Однотонно, в зверином обличий представлены все – и купцы и народ. Хищница-купчиха, дорвавшаяся путем убийств к богатству и власти, представлена в виде какой-то "жертвы" буржуазного общества. Бытовой повести Лескова навязан смысл, какого в ней нет.

И все это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изоб­разить любовные сцены. И "любовь" размазана во всей опере в самой вульгарной форме. Купеческая двуспальная кровать занимает центральное место в оформлении. На ней разрешают­ся все "проблемы". В таком же грубо натуралистическом стиле показана смерть от отравления, сечение почти на самой сцене.

Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи при­слушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория. Он словно нарочно зашифровал свою музыку, перепутал все звучания в ней так, чтобы дошла его музыка только до потерявших здоровый вкус эстетов-формалистов. Он прошел мимо требований советской культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта. Это воспевание купеческой похотливости некоторые критики называют сатирой. Ни о какой сатире здесь и речи не может быть. Всеми средствами и музыкальной и драматической выразительности автор старает­ся привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стрем­лениям и поступкам купчихи Катерины Измайловой.
"Леди Макбет" имеет успех у буржуазной публики за грани­цей.

Не потому ли похваливает ее буржуазная публика, что опера эта сумбурна и абсолютно аполитична? Не потому ли, что она щекочет извращенные вкусы буржуазной аудитории своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой?

Наши театры приложили немало труда, чтобы тщательно поставить оперу Шостаковича. Актеры обнаружили значитель­ный талант в преодолении шума, крика и скрежета оркестра. Драматической игрой они старались возместить мелодийное убожество оперы. К сожалению, от этого еще ярче выступили ее грубо натуралистические черты. Талантливая игра заслужи­вает признательности, затраченные усилия - сожаления».

Давид Заславский

*** Событийным фоном статьи была ситуация вокруг другой оперы — «Тихий Дон», написанной И. И. Дзержинским по одноимённому роману Михаила Шолохова. Шостакович в своей статье, опубликованной 4 января в газете «Вечерняя Москва», охарактеризовал оперу Дзержинского как слабую, а 19 января Сталин лично посетил представление оперы Дзержинского и одобрил её.

КОММЕНТАРИЙ PIERROT LUNAIRE:

Я не застиг времена Советского Союза, возможно, поэтому мне кажется странным, как эта статья могла оказать столь масштабное воздействие. В наше время она бы  вряд ли произвела так много шума.

При этом мне кажется интересным то, что общая идея этой статьи - современна. Я уверен, что есть люди, которые могли бы использовать ее тезисы применительно к современной музыке. Не подумайте, что я положительно отношусь к этой статье, просто хочу сказать, что при удалении нарочито грубых фраз и идеологической окраски, а также при добавлении «ИМХО» и абстрагировании от ДАННОГО музыкального произведения, получилось бы мнение человека, достойное внимания, в чем-то даже и уважения.

Что бы мне хотелось обсудить? Справедливость этой статьи - вряд ли. Не думаю что на форуме есть человек, готовый с ней согласиться. Вообще не хочу обострять внимание на конкретном произведении конкретного композитора. Хочу обсудить то, что мнения более чем полувековой давности живы и сейчас. То, что людям всегда было сложно привыкать и понимать новое.

Для себя отметил несколько интересных моментов.

«Услужливая му­зыкальная критика превозносит до небес оперу, создает ей громкую славу. Молодой композитор вместо деловой и серьез­ной критики, которая могла бы помочь ему в дальнейшей ра­боте, выслушивает только восторженные комплименты» - очень похожий комментарий можно найти в теме про концерт Андрея Коробейникова.
Вообще показалось интересным, что автор статьи не переходит на личности. Он не говорит ничего оскорбительного в адрес человека, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Оценивает он лишь музыку. К самому композитору отношение скорее положительное: «Это все не от бездарности композитора, не от его неумения в музыке выразить простые и сильные чувства»

«Это музыка, умышленно сделанная "шиворот-навыворот" – так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью» или «создать оригинальность приемами дешевого оригинальничания» - согласитесь, многим временами приходят подобные мысли относительно современной музыки. Все мы отрицательно относимся к математике в музыке - быть может, таковой показалась автору опера Шостаковича? Он не смог увидеть в ней души, искренности?

«Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи при­слушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория» - это как раз совершенно верно. Вряд ли Шостакович хотел написать «популярную музыку», которую полюбили бы широкие массы, и мнение «советской аудитории» вряд ли было для него высшим, чтобы к нему прислушиваться.

«…опера эта сумбурна и абсолютно аполитична» - в наше время аполитичность - это только плюс…

В конце хочу написать, что меня поразил стиль автора. Недостойно главной газеты в стране. И все от желания быть «понятным народу».

И, конечно, обидно за Дмитрия Дмитриевича.

Прочитав статью, загорелся желанием пойти в октябре на «Леди Макбет».)

1