Сергей Баневич: ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ПИРАТАХ…

Баневич17 декабря 2013 года исполнилось ровно 30 лет с того дня, а вернее вечера, когда  на конкурсе «Песня-83» на весь Советский Союз (премьера состоялась в том же 1983 году на фестивале «Ленинградская музыкальная весна») публично прозвучала музыка, которую с тех пор и по сей день знает каждый. Сказать, что «Дорога без конца» - это гимн поколения, символ своего времени  – как говорят, например, о «Мы ждем перемен» Цоя или военном «Синем платочке» в исполнении Клавдии Шульженко – нельзя. Потому что эта музыка и эти слова заставляют бегать мурашки и по спинам наших детей, услышавших её только вчера. Нам посчастливилось встретиться и поговорить с автором музыки песни «Дорога без конца», известнейшим петербургским композитором, лауреатом премии «Арлекин. За великое служение театру для детей», заслуженным деятелем искусств России Сергеем Петровичем Баневичем.

- Сергей Петрович, разрешите, прежде всего, поздравить Вас с недавно отмеченным Вами днем рождения и пожелать здоровья, процветания и долголетия, а уж затем перейти к вопросам… Скажите, как была написана «Дорога без конца» - песня, которая является «визитной карточкой» и для Вас, и для автора стихов Татьяны Калининой, и для её самого известного исполнителя Альберта Асадуллина?

- Спасибо большое за Ваши поздравления! История создания этой песни достаточно необычна: музыка возникла раньше стихов и была написана мной по заказу для четырехсерийного фильма «Никколо Паганини», созданного к двухсотлетию со дня рождения великого мастера скрипки.

Режиссеру Леониду Менакеру меня порекомендовал Юрий Темирканов. Дело в том, что Менакер приглашал сыграть роль Паганини… самого Темирканова. Он был в те годы удивительно похож на портреты Паганини, плюс мог сам играть профессионально на скрипке. Мелодия, которая я использовал в песне, сопровождала Паганини на протяжении всей картины как вагнеровский лейтмотив. А уже потом мой друг и очень большой поэт Татьяна Калинина написала то, что на профессиональном слэнге называется «подтекстовкой». Но получились гениальные, на мой взгляд, стихи…

- Скажите, пожалуйста, как Вы, как автор многих широко исполняемых произведений, и, соответственно, законный правообладатель, относитесь к принятию Госдумой «антипиратского» закона?

- Закон, конечно, замечательный, однако надо понимать, что прямым получателем дивидендов являются не авторы, а Российское авторское общество – РАО. При советской власти организация, наделенная похожими функциями, называлась ВААП (Всероссийская ассоциация авторских прав) и, поверьте, вспоминая её, я едва сдерживаю слезы. В ВААПе работали прекрасные сотрудники, с которыми у авторов была настоящая дружба. Куда ушли те отношения, где тот почёт, уважение к авторам, сердечность?

Нынешнее РАО – это почти секретный департамент с глухими коридорами и вечно запертыми дверями как в «Замке» Кафки. В переписке с центральным аппаратом РАО мы ждем ответов месяцами; иногда на вопросы, которые приходится задавать, получаем ответы,  уводящие в сторону. Вознаграждение часто выплачивается с многомесячным опозданием. В спорных ситуациях порой создается впечатление, что руководители департамента рассчитывают на то, что документов вы не увидите, если увидите, то не поймете, а если поймете, то не запомните, и в этом, увы, нередко состоит метод управления этой большой и ставшей достаточно закрытой для авторов организацией. В переписке, которую я веду с РАО уже около трех лет, его сотрудники ссылаются на некие «локальные акты», которых согласно Уставу РАО не может и не должно быть, так как по закону это же не секретная служба и не масонская ложа, а организация, учрежденная и созданная самими авторами.

Хотя я знаю, что в РАО многие сотрудники ко мне лично относятся по-доброму, но все же не могу согласиться с тем, когда со мной, человеком, нуждающемся в деньгах на сложную операцию, обращаются, как будто бы не зная, что я один из старейших членов этой организации.

В РАО решают не только юридические-бухгалтерские вопросы, но имеют свои суждения, и даже рассуждения в вопросах творчества и толкуют их по-своему, как им выгодно (или удобно). В вопросах, не относящихся к бухгалтерии, судят и рядят в отношении нас, авторов, по своему разумению и по своему «хотению».

- Сергей Петрович, скажите, а в чем суть Ваших личных проблем с РАО?

- В течение трех лет я не могу получить причитающиеся мне по договору с Новосибирским театром оперы и балета 5% от сбора за постановку оперы «История Кая и Герды. Снежная Королева» (редакция 2009 года, созданная специально по заказу этого театра). Эта постановка идет там с большим успехом уже три сезона. Руководство театра на моей стороне, но это не может решить вопрос в мою пользу, потому что Департамент больших прав РАО в расчетных листах изъял мою фамилию, заменив её на какую-то другую, мне не известную. Хотя согласно статье 1228 ГК РФ, «…автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат». А «…право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы».

- Скажите, а как возможна такая ситуация в случае лично с Вами? Ведь, насколько мне известно, Владимир Путин сам как-то рассказывал, что в свое время водил свою семью на упомянутую Вами оперу «История Кая и Герды. Снежная королева»?  

- Да вот у меня даже телеграмма от Владимира Владимировича есть с поздравлениями с юбилеем, где президент дословно говорит: «Ваше творчество получило широкое признание в России и далеко за её пределами. Созданные Вами произведения поистине самобытны и талантливы. Особую страницу своей  жизни Вы посвятили детям, которым открываете прекрасный мир музыкального искусства».  Но если руководители РАО не считают нужным платить налоги в государственную казну,  что уж там говорить о выплатах больному старику, который может и умереть, не дождавшись операции на сердце.

Надеюсь, что мое напоминание о том, что я являюсь  старейшим членом РАО (более 50-ти с лишним лет), лауреатом очень редкой и драгоценной премии «Арлекин», выдаваемой с формулировкой «За великое служение театру для детей», среди лауреатов которой есть имена Станиславского и Немировича-Данченко, Наталии Сац…

13 ноября, прочитав очередное письмо от РАО, подписанное главой Департамента Больших прав РАО господином Сокериным, я пережил сильнейший сердечный приступ, был госпитализирован в Военно-медицинскую академию, что у Витебского вокзала, и пробыл там в течение недели до 21 числа. Врачи, которые – в отличие от руководства РАО – отнеслись ко мне с величайшей сердечностью, вниманием и уважением, сказали, что если бы не было принято экстренных мер, моя жизнь могла бы оборваться. Жительница Российской Федерации выиграла в лотерею более 13 миллионов рублей. Об этом сообщается в пресс-службе компании Национальные Лотереи. "Буквально несколько недель назад в России появился новый лотерейный мультимиллионер. Ей стала Усманова Муборак. Выигрыш в размере 13 332 865 рублей счастливчику принес 587-й тираж Germany Lotto «6 aus 49». Пока победитель не забрал свой выигрыш, так как сомневается в его существовании."

Сегодня, что бы ни случилось со мной и с моим здоровьем, всё – на совести РАО.

СПРАВКА: Прошло уже 5 с половиной месяцев с тех пор, как вступил в силу (с 1 августа 2013) закон о борьбе с пиратством. С начала сентября Роскомнадзор начал применять первые санкции против нарушителей в виде штрафов для нарушивших, по мнению чиновников, закон интернет-провайдеров. Тем временем мало кто говорит о том, что у законных правообладателей, т.е. авторов, есть серьезные проблемы не только с «пиратами», но и с посредником в получении честно заработанного – с Российским авторским обществом (РАО). У самого РАО, с другой стороны, сегодня есть большие проблемы с налоговым законодательством. С РАО по решению судов двух инстанций, последний из которых прошёл в начале июня этого года, должны взыскать более 560 миллионов рублей невыплаченных налогов. (По сообщению РАПСИ от 4 июня 2013, Федеральный арбитражный суд Московского округа согласился с судом первой инстанции, который признал законным доначисление Российскому авторскому обществу (РАО) около 90% налогов из общей суммы в 560,102 миллиона рублей). Причем представители самого РАО, по опубликованной тем же РАПСИ информации, сообщали, что за один 2010 году РАО собрало 2,7 миллиарда рублей, а выплатило авторам лишь 2,27 миллиарда рублей. Хотя по закону денежные средства, поступающие на его счета, не являются его собственностью и подлежат распределению и выплате правообладателям.

Подготовил Иван СОКОЛОВ

1