ПАВЕЛ ЕГОРОВ В БЗФ-2014: Лучший урок – это концерт

ПАВЕЛ ЕГОРОВ

фото Владимира Пешкова

Музыкантам, решившим выучить Карнавал Шумана или Детский альбом Чайковского, просто необходимо услышать игру маэстро Егорова. По сути это даже не исполнение, а прочтение партитуры, наполненное высшим художественным содержанием.

Концерт был открыт царственными аккордами вступления шумановского Карнавала. Весь цикл слушался на одном дыхании, переходя из одной пьесы в другую, словно перед глазами проходил красочный калейдоскоп разнохарактерных картинок. Музыка ощущалась в воздухе визуальными зарисовками. Одной из главных особенностей исполнения являлась выпуклость образов, вкупе с предельно ясным звуком. Осторожность Пьеро и шаловливость Арлекина, скромность Эвзебия и порывистость Флорестана, вальсовое рождественское кружение и милые ужимки Кокетки, чарующая Киарина, искренне-нежное туше в Шопене и неистовая энергия в Марше Давидсбюндлеров. Невозможно пройти мимо звукового эффекта в переходе от Паганини к теме Немецкого вальса, полученный с помощью интереснейшего педального комплекса, который просто заворожил публику. Примеры таких звуковых «сюрпризов» можно перечислять довольно продолжительное время при этом, задавшись вопросом – «как», как это исполняется, можно зайти в тупик, поэтому лучше просто погрузиться в звуковые волны идеального фортепианного искусства.

Andantino второй баллады Шопена, которая часто воспринимается, как пасторальная музыка, была исполнена в ином ключе. Подвижные сталактиты аккордов, переливаясь переходящими из одного в другой голос мелодическими линиями, перемежались с задумчивыми минорными арпеджиато.

Лавинообразные пассажи части presto con fuoco естественно продолжили развитие баллады, в том смысле, что andantino и presto соединились в цельный темповый монолит без часто встречающегося неожиданно рваного перехода к presto. Могучий поток, неистовая энергия, бьющий ключом жизненный тонус в сочетании с уникальными артистическими свойствам не могли оставить публику равнодушной. Краткий оазис - отзвуки andantino, не в состоянии были вернуть нас в идиллию. Баллада наполнилась драматическим звучанием, громогласными аккордовыми репликами и ощущением безнадежности. Кода была исполнена с таким воодушевлением, что захватывало дух. Последние такты – смиренное отчаяние невозможности дальнейшей борьбы.

Мазурки Шопена показали истинно аристократический пианизм маэстро, который, между прочим, имеет в своем репертуаре все 57 мазурки. Сочетание тончайшей нюансировки с неожиданными народными мотивами и смелыми подпрыгиваниями раскрывало слушателю идею человеческой жизни как утонченного и изысканного танца.

Российская премьера «Сувенира» Брукнера – конечно же, интрига вечера; правда, стоит отметить, что Павел Григорьевич является мастером таких неожиданных нерепертуарных находок. Произведение с причудливой темой имеет романтические истоки, исполненное в шумановском духе.

Детский альбом, звуки которого до боли знакомы с детства, предстал перед слушателем в оригинальной трактовке. Стоит отметить, что маэстро сильно обогатил фактуру, добавил серьезности звучания, обратил внимание на цельность и взаимосвязь пьес цикла. Это настоящая история, сотканная из звуков.

Павел ЕгоровНекоторое немецкое звучание присутствовало во многих пьесах, только не в абсолютно русских: Камаринской и Шарманщик поет.

На мой взгляд, Неополитанская песенка Чайковского-Егорова просто шедевр, исполненный с такой легкостью, упругостью, некоторым шиком, что, несомненно, дала повод улыбнуться.

В целом цикл, исполненный маэстро Егоровым, был наполнен серьезностью и вдумчивостью, без традиционных облегчений, но не без провокационных моментов.

Последняя пьеса альбома – В церкви – сосредоточенная, аскетичная молитва, которая в день Рождества Христова, глубоко проникла в души многих слушателей.

Концерт, наполненный столь разнообразным содержанием, уникальными интерпретациями, не подлежащими копированию звуковыми приемами, личностью выдающегося артиста, чья харизма чем-то лично мне напоминает лучезарный облик Владимира Горовица, имеет огромное значение для всего Петербурга и всех любителей высокой классики вообще. Не случайно в день Рождества, по истине великий человек и музыкант подарил нам частицу своего сокровенного искусства, свет своей личности и обаяние, которое живет в сердце каждого, кто хоть раз побывал на концерте маэстро Егорова.

1