25 декабря, среда, 20.00
Большой зал филармонии им. Д.Д.Шостаковича (Михайловская ул., 2)
XIV Международный зимний фестиваль «ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ»
Закрытие
Заслуженный коллектив России академический
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер – Юрий ТЕМИРКАНОВ
ЧАЙКОВСКИЙ.
«Евгений Онегин», фрагменты оперы
«Щелкунчик», фрагменты музыки балета
Солисты
Виктория ЯСТРЕБОВА сопрано
Ирина ШИШКОВА меццо-сопрано
Андрей ДУНАЕВ тенор,
Алексей МАРКОВ баритон
Владимир ФЕЛЯУЭР бас
ХОР МИХАЙЛОВСКОГО ТЕАТРА
Двенадцать лет, с 1976 по 1988 год, своей жизни и творчества Маэстро Темирканов отдал работе в Кировском (ныне — Мариинском) театре оперы и балета, где создал оперные постановки «Евгения Онегина», «Пиковой дамы» Чайковского, «Мертвых душ» Р. Щедрина, ставшие вехами в истории российского искусства. Музыка опер и балетов Чайковского и сегодня рядом с Темиркановым: ее широкая мелодическая основа, лиризм, яркость, драматургическая насыщенность, торжественность и блеск находят уникальное воплощение в трактовках Темирканова.
Идею написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина» подала Чайковскому певица Е.А. Лавровская в 1877 году. Композитор писал в письме к композитору С.И. Танееву: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Он долго не решался приступить к работе, считая «Евгения Онегина» непревзойденным романом, который он боялся своей музыкой «испортить», но постепенно идея увлекла его. Первой была написана сцена письма Татьяны — один из величайших образцов музыкальной драматургии и всепоглощающего лиризма, сцена, вокруг которой строится весь «Онегин». В опере, появившейся на свет спустя полвека после романа, Чайковский отразил тональность строя чувств аристократии своей эпохи, перебравшейся из салонов в буржуазные особняки: отчужденность, равнодушная покорность, безропотное смирение и подлинное самоуничижение. Такова Татьяна, чей образ выражает невозможность любви.
Не менее известным и знаковым сочинением в творчестве Чайковского стал балет «Щелкунчик». Его либретто написал Мариус Петипа, хореограф будущего балета. В основу он положил сказку Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», написанную в 1816 году.
Среди поздних шедевров Чайковского «Щелкунчик» занимает особое место: новаторство музыки балета определяется его масштабным содержанием, образами добра и зла, вечности и последних минут, оставшихся до Нового года как символ ожидания чуда.
1