О МОЦАРТЕ И НЕ ТОЛЬКО

МоцартО тайнах и загадках Моцарта, об отношении к Моцарту маленьких петербуржцев-учеников музыкальных школ рассказывает заместитель директора по учебной работе Школы искусств им. Серебрякова преподаватель по классу фортепиано Василий Григорьевич Дикий.

     К. Василий Григорьевич, в процессе учебы многим музыкантам приходится делать выбор между исполнительской и преподавательской деятельностью. Вы выбрали второе и стали учить музыке детей. Почему?

В.Д. Закончив Академию Гнесиных у профессора Олега Драгомировича Башняковича, я проработал 3 года в Дальневосточном институте искусств преподавателем на кафедре фортепиано. Но я понял, что мне интереснее преподавать детям, а не взрослым. Мне всегда были интересны или дети или люди пожилого возраста. Я очень много общался с друзьями Олега Драгомировича, с Галиной Сергеевной Улановой, бывал у нее дома. Конечно, в этом мне невероятно повезло.
     Благодаря преподавателям-методистам многие посвятили себя преподавательской деятельности. Уже там, в Академии Гнесиных у меня получились хорошие результаты: одна моя ученица на педпрактике поступила в Училище Гнесиных и достойно его закончила.

     К. Расскажите, пожалуйста, как дети относятся к музыке Моцарта.

     В.Г. По-разному. Сначала их удивляет обилие штрихов в сонатинах, которые я им задаю, они какое-то время “варятся” в этой слуховой направленности и постепенно начинают извлекать тот необыкновенный светящийся звук, который возникает благодаря обилию штрихов. И, когда у кого-то из учеников появляется желание играть Моцарта, нужно попробовать, потому что редко у кого оно появляется. А многим это и не нужно: можно ограничиться Гайдном.
      Далеко не с каждым старшеклассником можно пройти то, что сотворил Моцарт, потому что сонаты невероятно сложны в штриховом, техническом отношении, но самое главное – умение проникать в глубину содержания, обладать чистой интуицией. Когда мы слушаем музыку Моцарта в концертных залах, мы ее чувствуем и понимаем. А исполнить эту музыку невероятно сложно: если человек лживый или фальшивый, это будет моментально слышно.

     К. Кстати, общаясь с различными исполнителями, зачастую возникает примерно такой диалог: “Как Вы относитесь к музыке Моцарта?” - “Обожаю!” - “А почему не исполняете?” - “Не могу”. В чем же кроется секрет, ведь я не думаю, что все эти люди лживы и неискренни, многих я знаю лично – это люди светлые и правдивые?

     В.Г. Вы знаете, у меня есть записи с музыкой многих композиторов: Бах, Шопен…Но если плохо, если устал, не хочу я каких-то сентиментальностей, не хочу пафоса в музыке. Хочется отдохнуть, хочется чистоты. Впрочем чистоты хочется везде, во всех взаимоотношениях: с учениками, с коллегами. А очиститься могу только слушая Моцарта. Люблю, обожаю и при  этом мало играю, то есть я отношусь к тем же, о ком Вы упомянули. Но очень люблю проходить произведения Моцарта со своими учениками, причем или с маленькими или с выпускниками.
      Вот передо мной так называемые “Несложные пьесы”. На самом деле, если мы посмотрим текст, к примеру “Романса”, то поймем, что Моцарт был большим фантазером. Он уходит невероятно далеко за рамки жанров. Посмотрите в ноты: ну какой же это романс? Запредельный выход буквально из каждого жанра! Здесь как раз и возникает сложность: остаться в жанре романса и все же исполнить произведение так, как его написал Моцарт. Эту задачу можно попробовать решить только со старшими учениками. А выход из жанра мы видим буквально повсюду: всем известная “Фантазия ре-минор” по сути является не обычной фантазией, а огромным полотном.
     Моцарт любил экспериментировать. За такую короткую жизнь, которую он прожил, его эксперименты увенчались колоссальным успехом. Это, в сущности, первый композитор, который создал лирико-драматическую симфонию. Именно с 40-й Симфонии Моцарта сформировался лирико-драматический жанр симфонии. Потом это делают и доводят до филигранности такие великие мастера как Бетховен.
     Многое начинается с Моцарта. Некоторые музыковеды считают, что авангард начинается с Моцарта. Он же забавляется, сочиняя какие-то вещи, все в жизни делал как бы играючи, при том что многие поступки имели трагические последствия. Так вот, был в его творчестве такой момент, когда он заготавливал карточки с музыкальным материалом и выбрасывал кости. Какой номер карточки выпадет, такая музыка используется. Так Моцарт компоновал музыку, сочинял таким образом вальсы. То есть это то, что делают в музыке с начала ХХ века: коллажная музыка, слепленная из множества фрагментов музыки разных стилей. А он уже тогда этим занимался, причем занимался играючи – как ребенок.
     Кроме того, Моцарт интересен и своей тайной. Все прошедшие после него века и последующие, я думаю, тоже, не только музыканты, но и все человечество будет задаваться вопросом, действительно ли так погиб Моцарт, как принято считать, или будут какие-то новые изыскания, которые смогут пролить свет на тайну его гибели. Есть данные исследования  трех врачей, где говорится о посмертной маске Моцарта с частицами яда. Авторы предполагают, что к Моцарту явился человек в серой маске и сером плаще с ядовитым веществом серого цвета (мышьяк).

     К. Василий Григорьевич, все мы знаем, какую роль сыграл в жизни Вольфганга Амадея Моцарта его отец Леопольд Моцарт. А что Вы как преподаватель можете рассказать по поводу воспитания юных музыкантов. Есть ли какие-то аналогии?

     В.Г. Сейчас у нас не принято учить своих детей. Мы стараемся их определить к коллегам. Леопольд Моцарт всю свою жизнь положил на обучение своих детей: не только сына, но и дочери. При этом, как мне кажется, он был уверен в успехе. Я думаю, что это единичный случай. Мы воспитываем детей на другом музыкальном материале. Преподаватель скован во времени. Наверняка, там это было с утра до ночи, других увлечений в этой семье могло и не быть. Все посвящалось музицированию, и, благодаря невероятным способностям ребенка и тому, что он никогда не выходил из данной направленности, Моцарт состоялся как музыкант, композитор и большая загадка для всего человечества.     

Беседовал Вячеслав КОЧНОВ

{jcomments on}

 

1