СЕРГЕЙ БАНЕВИЧ ВЫПИСАН ИЗ БОЛЬНИЦЫ

сергей баневич композитор новостиЗима все не приходит в Петербург, горожане мечтают о снеге, ходят по лужам, кашляют и чихают и совсем не подозревают о том, что мы в ноябре чуть не потеряли одного из лучших композиторов нашего времени, автора любимой всеми «Дороги без конца», петербужца Сергея Баневича.

13 ноября, прочитав очередное письмо от РАО (Российского авторского общества), Сергей Петрович Баневич пережил сильнейший сердечный приступ, был госпитализирован в Военно-медицинскую академию, что у Витебского вокзала, и пробыл там в течение недели до 21 числа. Врачи, которые – в отличие от руководства РАО – отнеслись к знаменитому пациенту с величайшей сердечностью, вниманием и уважением, сказали, что если бы не было принято экстренных мер, жизнь композитора могла бы оборваться.

Что же было в том письме главы Департамента Больших прав РАО господина Сокерина, которое чуть не оказалось роковым? В течение трех лет пожилой и уважаемый и любимый во всем мире композитор ведет переписку с РАО, которое по каким-то мало понятным и очень запутанным причинам прекратило выплаты авторских отчислений за ряд произведений, оставив больного композитора фактически без средств к существованию. В течение трех лет Баневич вынужден был читать туманные ответы на свои письма, в которых ему очень трудно, не будучи юристом, разобраться.

И вот сердечный приступ, чуть не ставший роковым. Огромная государственная машина и маленький пожилой человек, пусть даже он и великий композитор… Казалось бы, Левиафан мог бы снисходительнее отнестись к поздним годам автора знаменитой «Дороги без конца». Но, к сожалению, этого нет, и Сергей Баневич, как лесковский Левша, кричавший в предсмертно бреду о том, что «не надо чистить ружья кирпичом…», бессилен перед равнодушием государственной машины.

фото 2013 года

СПРАВКА: Баневич Сергей Петрович

Родился 2 декабря 1941 года в эвакуации, в городе Оханске Пермской области; в 1944 году вместе с семьей вернулся в Ленинград.

Окончил в 1966 году Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу композиции О.А. Евлахова, в 1969 аспирантуру (у него же).

Основная область творчества – музыка для детей. Среди сочинений – балеты, оперетты, мюзиклы, музыка к спектаклям, радио- и телепостановкам.

Организатор ежегодных международных детских музыкальных фестивалей. Заслуженный деятель искусств России (1982), награжден орденом Дружбы.

Среди сочинений Баневича:

Оперы:

Камерные оперы:

Опера-балет:

Балет-фантазия:

Мюзиклы:

Оперетты:

Вокальные циклы:

Сочинения для оркестра:

Музыка к кино- и телефильмам:

Автор инструментальных сочинений, музыки к драматическим, кукольным, телевизионным и радио-спектаклям.

Автор песен («Дорога без конца», «Солнышко проснется» и другие), музыкального спектакля «Земля детей».

Одной из последних этапных работ композитора явился концерт для хора и фортепиано «Благослови зверей и детей», созданный для Детского хора Телевидения и Радио и впервые исполненный 25 мая 1996 года в Зале Академической Капеллы в рамках международного фестиваля «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге».

Сочинение посвящено Евгении Павловне Кияновой, замечательному редактору петербургского радио, по совету которой композитор обратился к книге стихотворений для детей Саши Черного, созданных поэтом в годы эмиграции. В концерте использованы стихотворения «Маленькому другу», «Скрут», «Мамина песня», «Поезд», «Рождественское».

Первому изданию Концерта автор предпослал вступление, в котором охарактеризовал своеобразие поэтического мира сочинения, а также сформулировал одно из своих главных творческих кредо: «Благослови зверей и детей» – это рассказ о детстве, о первой любви, о трогательных и неповторимых приключениях и чудачествах, которые дозволены и уместны только в детском воображении; о родине и разлуке с ней…

Вероятно, этот Концерт – одна из попыток создать лирико-философское произведение, исполняемое детьми, но предназначенное не только им, но и взрослым. Вообще, сознательная оценка жизни, высказанная взрослым человеком, является методом, приемом постижения мира и инструментом воздействия на этот мир. Ведь сохранить в себе детство, «детское», чувства, запахи, ритмы, ощущения и пронести их через жизнь – значит сохранить в себе верность собственному «я»…

«Песенка про Жозефину» звучала в спектакле «Сыщик, или Никто» (по мотивам повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»), поставленном в Ленинградском драматическом театре на Литейном в 1979 году. Песня «Созвездие» написана композитором вместе с петербургской поэтессой Татьяной Калининой в 1997 году для I фестиваля творчества детских домов России. «Возьми в дорогу» – финальная песня героев из оперетты-феерии «Стойкий оловянный солдатик» (по сказке Х.К. Андерсена) – спектакля, который впервые был поставлен в 1985 году и сыгран более 400 раз на сцене «Театра Балтийский Дом».

 

1