Театр «Зазеркалье» признан лучшим в трёх номинациях

ПРИЗНАН ЛУЧШИМ В ТРЁХ НОМИНАЦИЯХ

В Петербурге вручена Высшая театральная премия «Золотой Софит»

11 ноября на сцене Театра юного зрителя им. А. А. Брянцева состоялась 19-я церемония награждения лауреатов Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». 

Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье» одержал победу в трёх номинациях за постановку оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

 В номинации «ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ В ОПЕРНОМ СПЕКТАКЛЕ»:

Ольга ВАСИЛЬЕВА – за роль Снегурочки в спектакле «Снегурочка». Режиссер-постановщик Василий Заржецкий, музыкальный руководитель и дирижер н а. России Павел Бубельников. Художественный руководитель постановки — н. а. России Александр Петров

В номинации «ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»:

Алексей ЛЕВДАНСКИЙ – за сценографию спектакля «Снегурочка». Режиссер-постановщик Василий Заржецкий, музыкальный руководитель и дирижер н а. России Павел Бубельников. Художественный руководитель постановки — н. а. России Александр Петров

В номинации «ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»:

Стефания ГРАУРОГКАЙТЕ – за костюмы к спектаклю «Снегурочка». Режиссер-постановщик Василий Заржецкий, музыкальный руководитель и дирижер н а. России Павел Бубельников. Художественный руководитель постановки — н. а. России Александр Петров

Театр «Зазеркалье» в этом году был выдвинут на «Золотой Софит» в пяти номинациях. Кроме перечисленных, ставших для «Зазеркалья» победными, это еще «Лучший спектакль в оперном театре» (режиссер-постановщик Василий Заржецкий, музыкальный руководитель и дирижер Павел Бубельников) и «Лучшая мужская роль в оперном спектакле» (Антон Росицкий  за роль царя Берендея). Кроме того, в номинации «Лучшая женская роль в оперном спектакле» была выдвинута не только Ольга Васильева – Снегурочка, но и  Ольга Шуршина за роль Купавы.

«Снегурочка» – это дипломный спектакль Василия Заржецкого (курс профессора А. В. Петрова в СПбГАТИ, выпуск 2013 г.). Художник спектакля Алексей Левданский – также недавний выпускник СПбГАТИ (курс  заслуженного художника России Владимира Фирера). В спектакле наряду с опытными артистами «Зазеркалья», занят курс А. В. Петрова в СПбГАТИ (выпуск 2013 года), в том числе Ольга Васильева – Снегурочка.

Работу молодого режиссера горячо приняли петербургские зрители, а театральные критики откликнулись на эту постановку с искренним интересом, без всякой скидки на студенческий «статус» режиссера спектакля.

Дмитрий Циликин. Прививка красоты//Ведомости. 2013. 29 марта: В спектакле режиссера Василия Заржецкого и художника Алексея Левданского найдена точная и очень красивая метафора. Зеркало сцены образуют широкие боковые порталы и огромный проем в стене — там, в глубине помещается оркестр. В таинственной синей мгле неба сияют ледяные звезды, а внизу теплится подсветка пультов — возникает перекличка, единство миров горнего и дольнего. А действие разворачивается на авансцене, расширенной за счет оркестровой ямы. Хотя перекрыта она не наглухо: из-под земли бьют фонтаны снега, на тростях возносятся птицы из свиты Весны, под землей скрывается бегством Снегурочка, а потом туда же с размаху самоубийственно низвергнется Мизгирь. Пространство расчерчено жердями, укрепленными под разным углом, и резными столбами, порталы декорированы ковриками с квазифольклорными вышивками, костюмы Стефании Граурогкайте также обыгрывают древнерусские мотивы. Все вместе — именно стилизация, которой присутствие позади оркестра во главе с Павлом Бубельниковым (как всегда, соединяющим отточенное мастерство, тонкий вкус, элегантную выделку жеста) само по себе сообщает несколько ироническую отстраненность. Это, конечно же, игра, сказка, хоть и про сверхсерьезные вещи...

Нора Потапова. Весенняя сказка для детей и взрослых//Страстной бульвар, 10. №9. 2013: Как и у Римского-Корсакова, пантеиста, влюбленного в древние верования и обряды, в этом спектакле царит дух язычества. Весна — вещая ведунья, Дед Мороз — древний бог Тор в рогатой шапке, а не традиционный русопятый Санта-Клаус, Леший — существо, смахивающее на шамана, Ярило-Солнце — сплетенный из яркой ветоши коврик, а может быть, поджаристый масленичный блин. Да и чувства здесь натуральны и ароматны, как свежая трава. Пресловутая оперность прорывается с трудом и редко. «Зазеркалье», подобно Санкт-Петербург Опере — театр одного режиссера. Но в данном случае Александр Петров рискнул, доверив ответственную постановку своему ученику Василию Заржецкому. Молодой человек уже поставил в этом театре камерную «Дидону и Энея» Перселла и детское представление «Три поросенка». Здесь же в «Зазеркалье» Заржецкий демонстрирует свою серьезную драматическую работу — трилогию «Война и мир»: «Андрюша», «Наташа» и «Пьер Кириллович». Свежая молодая кровь всегда полезна — спектакль «Снегурочка», не диссонируя с общей стилистикой театра, играет какими-то особыми красками. Здесь сплелись этнос с первозданной детскостью мироощущения, простота чувств с эпикурейской чувственностью, наивный юмор с жизненными драмами, естественность сценического существования с  профессиональным вокалом. И с красотой молодости, с россыпью звонких голосов... 

Александр Матусевич. Приглашение в оперу. «Снегурочка» в «Зазеркалье»//Operanews. 2013. 24 марта: Фольклорный элемент силён и важен в этой постановке. Но народные мотивы не навязчивы, не дотошно историчны. В них есть нечто условно-обобщённо народное, причём есть смешение разных культур: в царственном костюме Весны в прологе есть что-то общеевразийское, сошедшее не то с иранских, не то с крито-микенских фресок; Мороз напоминает скандинавского Одина в рогатом шлеме; Берендей ближе к западноевропейскому варианту раннего средневековья; прочие герои одеты в более традиционные по нашим представлениям о славянах костюмы (художник по костюмам Стефания Граурогкайте). Сценография проста и даже скупа, но её значение велико (сценограф Алексей Левданский): главный элемент – это тканые и шитые из кусочков материи занавесы, ширмы, а также деревянные конструкции, оборачивающиеся то лесной чащобой, где блуждает Мизгирь, то колоннами в царском дворце. Все эти элементы явно отсылают к народному ремесленному творчеству, усиливая этнографический и одновременно сказочный контекст. В финале на заднике выплывает огромное ярило-солнце, также сшитое из ярких кусочков материи красного, оранжевого и пр. цветов: это солнце и зловеще, пугающе, довлеюще над сценой, залом, всеми героями, но оно же и умилительно просто и незатейливо, как детский рисунок, как поделка ребёнка. В этих одновременно величии и примитивности на самом деле кроется большое философское обобщение: философия в данной постановке не доминирует, но и не утеряна вовсе...

1