15 октября, вторник, 19.00
Большой зал филармонии (Михайловская ул., 2)
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
ПЕТЕРБУРГСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР
Дирижер – Александр ТИТОВ
Солисты:
Ольга ТРИФОНОВА сопрано
Екатерина СЕРГЕЕВА меццо-сопрано
Александр ТИМЧЕНКО тенор
Юрий ВЛАСОВ бас
МОЦАРТ.
Симфония № 25
Реквием для солистов, хора и оркестра
Монопрограмма из сочинений Вольфганга Амадея Моцарта будет представлена в этот вечер: за дирижерским пультом Академического симфонического оркестра филармонии Александр Титов, музыкант, снискавший репутацию безупречного и вдохновенного художника. «Реквием» Моцарта столь же часто исполняем, сколь и желанен каждый раз для слушателей. Грандиозная музыкальная фреска, окончить которую автору помешала внезапная болезнь и мистически быстрая смерть, говорит о жизни, о чистоте и проклятье, о слезах и мужестве, а, главное, о вере в то, что «весь я не умру», ибо в случае с автором этой музыки, пророчество сбылось: спустя два с лишним столетия его имя живо, а, значит, жив он сам.
Все здесь проникнуто мистикой: сама смерть автора дала жизнь его творению и вот почему. Заказчик траурной мессы, граф Франц фон Вальсег, планировал выдать сочинение Моцарта за собственное: работа над Реквиемом велась на условиях анонимности. Моцарт получил аванс от доверенного лица графа, пресловутого «черного человека», как описал его позже Пушкин. Кстати, впервые Реквием был исполнен в декабре 1793 года под именем автора графа фон Вальсега. После смерти Моцарта, его вдова Констанца, опасаясь, что заказчик потребует вернуть аванс за незавершенную работу, обращалась с просьбами закончить работу ее мужа ко многим композиторам, однако получала отказы. И лишь ученик и друг Моцарта, один из нескольких людей, кто шел за его гробом (похороны, заказанные по третьему разряду, были более чем скромными, и сам Моцарт был похоронен в общей могиле), Франц Зюссмайер согласился по сохранившимся черновикам и наброскам воссоздать последние части Реквиема. И сегодня исследователи ведут споры о том, какая из частей была написана Моцартом, а что добавил Зюссмайер. Бесспорно лишь одно: сочинение, которое создавалось как «заказное», на унизительных для автора условиях, и не имевшие, как могло показаться, никаких шансов прославить Моцарта, стало впоследствии не только одним из самых исполняемых его сочинений, но и наиболее часто цитируемых в разных формах культурного контекста — от реальных похорон и поэтических творений до культовых спектаклей и фильмов.
1