ОПТИМИЗАЦИЯ ИЛИ ЗАЧИСТКА?

дирижер Александр Титов, СПбГАСОСостоявшееся на прошлой неделе в среду 25 сентября заседание городского Музыкального совета не поддерживало решения Комитета по культуре об увольнении главного дирижера СПбГАСО Александра Титова. Об этом со ссылкой на депутата Максима Резника сообщает Газета.ру. Автор же «СПб Дневника» напротив заявляет, что «планы Комитета были одобрены членами Музыкального совета. В ближайшее время будет реформирована сама система управления оркестром, главным человеком, отвечающим за перспективное развитие и концертную деятельность, станет генеральный директор. На эту должность уже назначен Юрий Серов».

Что же происходит на самом деле?

От советских времен современной России среди прочего балласта, включая гигантские неприбранные помойки в Арктике, огромный устаревший арсенал вооружений и пр., остались всевозможные творческие союзы – писателей, которых никто не читает, композиторов, чьи симфонии не только никто не слушает, но даже и не исполняет, кинематографистов, желающих получать халявные миллионы $, чтобы самовыражаться, художников, которые не хотят переквалифицироваться в веб-дизайнеры и пр. И все эти союзы ходят с протянутой рукой и настойчиво требуют поддержки от бюджетов всех уровней, так как их ценность в их собственных глазах необычайно высока. Если счастливчики находят чиновника того или иного уровня, готового на определенных условиях поддержать союз или какую-нибудь персону, ну что ж – повезло.

Понятно, что вечно так продолжаться не может. Вся эта система порождает не только коррупцию, но и чудовищную привычку бесконечного иждивенчества. Рахманинов и Шаляпин сами зарабатывали своими концертами, книги Пелевина, Улицкой и Лимонова покупают, потому что их интересно читать. Российский кинематограф иной раз тоже способен создать нечто окупаемое – вспомним тот же «Ночной дозор»… 

Еще Гете говорил Эккерману: «Для благополучия театра всего опаснее, если директор лично не заинтересован в большем доходе и может позволить себе пребывать в беззаботной уверенности, что накопившийся за год недобор в кассе под конец будет покрыт из какого-нибудь другого источника».

Оптимизация в сфере культуры, о чем так много сейчас говорят наверху, сколь бы болезненной для легионов признанных и непризнанных «гениев» она ни была, безусловно, необходима. Огромный денежный пузырь рано или поздно все равно лопнет. Однако необходима именно оптимизация, а не «зачистки», к которым, судя по последним событиям, приступили, власти северной столицы.

Под зачистками в данном случае я понимаю увольнения заведомо успешных и опытных руководителей с очень мутной и путаной мотивировкой, к тому же еще и в хамской «телефонной» форме, как это произошло с упомянутым выше Александром Титовым.

У сторонников идеи увольнения Титова и «превращения СПбГАСО в оркестр мирового уровня» из Комитета по культуре есть набор аргументов, который выдает в них очевидный недостаток осведомленности и прямо-таки маниакальное желание избавиться от уважаемого маэстро. Давайте внимательно прислушаемся к доводам председателя Комитета Василия Панкратова.

Основной тезис: «мы хотим, чтобы Санкт-Петербургский симфонический оркестр встал на уровень оркестров, которые работают в Амстердаме, в Вене, в Берлине, чтобы он смог гастролировать».

На самом деле, СПбГАСО не испытывает недостатка в гастролях, а если Василия Панкратова заботят концерты в Амстердаме и Париже, а не в Петербурге (что, помимо прочего, крайне непатриотично), то, может быть, ему самому стоит сменить кабинет городского Комитета по культуре на амплуа импресарио?

«Нам хотелось бы, чтобы творчество музыкантов стало более резонансным, востребованным… - продолжает Василий Панкратов, - Имея хороший потенциал, сегодня это городское учреждение культуры не соответствует современным нормам и по плотности репетиционного процесса, и по креативности музыкальных проектов».

Интересно, а 52 концерта, которые дал оркестр за один сезон 2012/13, из которых 18 – это собственно выступления СПбГАСО под управления Александра Титова, остальные с другими известными дирижерами, при постоянных аншлагах, это что, по мнению Панкратова, невостребованность? А выступление СПбГАСО с всемирно известным пианистом учеником Святослава Рихтера Андреем Гавриловым на гастролях в Южной Корее или с восходящей звездой мировой оперы Ольгой Перетятько в Большом зале СПб-Филармонии… По объективным подсчетам эти 52 концерта посетили не менее 20 тысяч слушателей… Или, может быть, господин Панкратов просто незнаком с фактурой? Тогда, вероятно, стоит поставить вопрос о его – а не кого-то другого – профпригодности и  компетентности.

Ведь в публикациях, основанных на данных его ведомства, приводятся совершенно абсурдные цифры, которые не соответствуют никаким реалиям. Вот официальные цифры, озвученные Фонтанкой.ру: по сведениям Дирекции театрально-зрелищных касс, Санкт-Петербургская капелла в текущем 2013 году дала 90 концертов, которые прослушали 7000 зрителей; Джазовая филармония Давида Голощекина  - 239 концертов на двух своих площадках, и посетили их 8600 зрителей. А вот Санкт-Петербургский государственный академический оркестр дал лишь 23 концерта, и обслужил 765 зрителей. При этом билеты на концерты оркестра стоят 150 рублей, а за посещение Джазовой филармонии каждому слушателю приходилось выкладывать от 500 до 1500 рублей.

А вот как комментирует этот расклад один из блоггеров. Вы что людей за идиотов держите? Давайте совершим нехитрые математические вычисления. Разделим 7000 зрителей на 90 концертов капеллы, мы получим среднюю посещаемость около 70 человек!!! Зал капеллы вмещает, если я не ошибаюсь, 700 человек:  исходя из приведенных цифр, в Капеллу вообще никто не ходит! Т.е. господин Чернушенко у нас тоже не эффективный руководитель, раз у него пустые залы? С Голощекиным и Титовым такая же ситуация. Может авторам следовало, прежде чем писать подобный бред, просто посетить несколько городских  концертов?

Очевидно, ни Панкратов, ни его замы никаких концертов действительно не посещают. Кроме того, у них, судя по приведенным выше подсчетам, могут быть проблемы не только с профессиональной компетентностью, но и с арифметикой.

А вот что заявляет «культурный» вице-губернатор Василий Кичеджи: «О том, какой выдающийся дирижер Александр Титов, я узнал только из тех скандальных публикаций, которые мне пришлось прочесть после его увольнения. Хотя и нечасто - по причине огромного дефицита времени – но я все же с удовольствием посещаю концерты классической музыки, слушаю Юрия Темирканова или Валерия Гергиева. Титова я не слышал. Но после шума, возникшего вокруг его имени, я подумал: вероятно, городской оркестр не слишком подходящее для дирижера такого уровня место работы. И решил переговорить с подведомственными мне организациями и с Консерваторией, с которой Титов, как я знаю, сотрудничает, о возможности его перехода на работу в эти организации. К моему удивлению, ни Капелла, ни Михайловский театр, ни Консерватория не проявили особого рвения в вопросе трудоустройства Александра Титова».

То, что Кичеджи до «скандальных публикаций» не знал о том, кто такой Александр Титов, как говорится, не более, чем факт его биографии. Человек он занятой, он многого и многих может не знать. Кстати, он очевидно не знает и о том факте, что Александр Титов трудится в СПб-Консерватории уже 30 лет без перерыва.

Сам Александр Титов сказал нам в личной беседе, что он не обращался к господину Кичеджи с просьбой о своем трудоустройстве и при различных обстоятельствах готов позаботиться о таковом сам. Он, конечно, благодарен ему за заботу, но не считает себя собственностью г-на Кичеджи, который и так уже проявил слишком большое участие в его судьбе.

Многие горожане, знакомые с музыкальной жизнью Петербурга глубже и шире, чем те, кто ей сегодня руководит, знают, что в тяжелые 90-е годы, пока Василий Кичеджи сколачивал свой капитал на Урале, преуспевающий оперный дирижер Александр Титов отказался от заманчивых предложений западных оркестров и остался в родном городе. Знают, что именно Александр Титов со своим оркестром воскресил имена многих забытых русских композиторов советского времени, что именно он уже издал на CD 18 из 70 задуманных программ патриотической серии «Музыка военной поры» (а вообще дискография маэстро Титова составляет около 90 дисков), что никто иной как Титов записал редко исполняемую «Литургию Доместика» Гречанинова и диск духовной музыки разных русских композиторов «Свыше пророце…»

Вероятно, по мнению наших очень «компетентных» и очень «культурных» боссов, это и есть застой и недостаток креативности. 

Так вот при ближайшем рассмотрении, не представляется ли очевидным, что оптимизации стоило бы подвергнуть Комитет по культуре, избавив его от недостаточно компетентных и недостаточно патриотичных сотрудников?

А то, чем пытаются сейчас заниматься эти некомпетентные и непатриотичные сотрудники это вовсе не оптимизация, а скорее грубая «зачистка» культурного слоя нашего города.

P.S. Одним из прямых последствий грубых и необдуманных действий председателя Комитета по культуре Василия Панкратова и вице-губернатора Василия Кичеджи стало повышенное внимание общественности к их персонам, а также очевидный вопрос об их собственном соответствии занимаемым ими должностям.

1