МАЭСТРО ТЕМИРКАНОВ О СТРАННЫХ ПРОЕКТАХ И УВОЛЬНЕНИЯХ И О СЕЗОНЕ 2013/14

ффото Анны Флегонтовой

Новый сезон санкт-петербургской академической филармонии – сезон двух юбилеев Юрия Темирканова. В декабре маэстро исполняется 75, кроме этого в 2013 году Заслуженный коллектив России (один из двух оркестров филармонии) отмечает четверть века сотрудничества с маэстро, оказавшегося столь плодотворным за все эти годы.

Правда, сам маэстро Темирканов не любит юбилеев. Никаких – ни чужих, ни своих. Об этом он поведал на пресс-конференции, посвященной открытию сезона и прошедшей 23 сентября в Бетховеновском зале Филармонии. «С каждым годом справлять день рождения все печальнее», - поделился Юрий Хатуевич. Когда же его спросили, будет ли он лично отмечать 200-летие Верди какой-то особенной программой, он опять вернулся к этой теме. «Я много лет дирижирую музыкой Верди на родине композитора – в Парме. Мне не нужно юбилеев, чтобы играть хорошую музыку. Мне как-то позвонили из городской администрации, и говорят, что у нас тут годовщина блокады, и не хотели бы вы поучаствовать. 

На что я ответил, что мы и так много лет собираем ветеранов  и блокадников на бесплатные концерты, где их угощают бокалом шампанского, а не вспоминаю об этом раз в десять лет».

Не обошлось без вопросов на злободневные темы – об идее Гергиева объединить несколько культурно-просветительских организаций в единый Центр искусств и о странном по форме и по содержанию увольнении художественного руководителя Государственного симфонического академического оркестра СПб Александра Титова.

юрий темиркановНа первый вопрос Темирканов ответил, что, по его сведениям, ни в одной цивилизованной стране такие объединения не производятся. «Это совершенно бессмысленно. Я высказал Минкульту свое мнение, что вообще-то под Мариинский театр можно объединить всё что угодно, в том числе и министерство сделать его филиалом. Но какой в этом смысл?».

По поводу увольнения своего коллеги Александра Титова маэстро заметил следующее: «Самое возмутительное – в какой форме это было сделано. Это даже не по-советски, а по-свински – увольнять телефонным звонком во время репетиции. Кроме того, я считаю, что Титов очень хороший дирижер и музыкант. Такого же мнения придерживаются многие из тех, кому приходилось с ним работать».

На не самый тактичный вопрос, согласен ли маэстро с мыслью, опубликованной на одном из сетевых ресурсов, что симфонические оркестры Петербурга, пребывают сегодня в состоянии стагнации, Темирканов ответил достаточно развернуто.

«Если вы хотите услышать моё мнение, я вижу, что не только у нас, но и во всем мире происходит падение культурного уровня. Виновато телевидение, журналисты. Молодым людям телеканалы с детства вдалбливают мысль, что есть какие-то «звезды». Причем критерием «звездности» является скорость, с которой та или иная «звезда» может обнажиться в эфире. А в российской школе сейчас изъяли из программы уроки пения. И если в западных странах дети учатся петь в церковных хорах, а в СССР это происходило в общеобразовательных школах, то сейчас у нас, похоже, решили выращивать дикарей»…

Затем маэстро Темирканов добавил, что лично он борется с этими нехорошими явлениями всю свою жизнь. Что, собственно и подтвердила программа сезона, анонсированная для Большого зала новым замом Темирканова Евгением Петровским, а для Малого – Ириной Смукул.

Н.А.РОССИИ ПРОФЕССОР ПИАНИСТ ПАВЕЛ ЕГОРОВВ программе первого концерта, проходящего по давней традиции в день рождения Шостаковича, прозвучат его Шестая симфония и «Весна священная» Стравинского – со скандальной парижской премьеры балета 100 лет назад началась мировая слава композитора.

Темирканов в этом сезоне встанет за пульт всех концертов своего именного абонемента, а его партнерами будут самые блистательные солисты. Фестиваль «Площадь искусств» откроется, как обычно, 14 декабря Гала-концертом под управлением Мариса ЯНСОНСА с участием Элисо ВИРСАЛАДЗЕ, Дениса МАЦУЕВА, Вадима РЕПИНА и др.

В абонементных концертах наряду с известными петербургскими музыкантами выступят и представители мировой дирижерской элиты – Геннадий Рождественский, Александр Титов, Максим Федотов, Кент Нагано, Майкл Тилсон Томас, Энтони Вит.

Среди новых циклов сезона - «Сказки читает Николай Буров», «Классика: перезагрузка». Именно в этом абонементе есть несколько интригующих премьер – Десятникова, Ф. Караева, Дютийё, Крутика. Новые имена ждут нас в концерте «Сакс-Гала», посвященном 200-летию саксофона. Сюрпризы есть и в детском абонементе: для новогоднего концерта петербургские композиторы специально пишут музыку по сказкам наших юных слушателей.

В первую декаду января в Большом зале пройдет традиционный рождественский клавирабенд одного из лучших пианистов современности Павла Егорова.

1