БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ЖУКОВА

жуковЛегенд и мифов Отечественной войны, созданных ведомством т-щей Мехлиса, Епишева, Волкогонова, бытует много. Но одна из них - посвященная роли Г.К. Жукова в обороне Ленинграда - ныне навязывается особенно агрессивно.

Если следовать фактам, то еще 12.09.1941 г., через день после назначения Г.К. Жукова командующим Ленинградским фронтом, А.Гитлер отдал приказ группе армий "Север" - о передислокации корпусов Танковой группы Геппнера на Московское направление, прекращении атак на север, в сторону Ленинграда. В это же время прекратили наступление на Карельском перешейке, перенеся усилия в дефиле между Ладожским и Онежским озерами и охватывая группу советских войск, оборонявшихся на Северо-западе, огромной дугой - готовя окружение, финские войска (см. К.Мерецков "На службе народу", неск. изд.).

Логика Гитлера очевидна. В начале войны, определив первой должной быть занятой столицей России - Ленинград, он учитывал боевые возможности Краснознаменного Балтийского флота - красы и гордости Революции. По всей логике военного искусства, против Германии - не самодостаточной в сырьевом отношении страны, "висящей" на артериях снабжения ее реэкспортом из портов "нейтральной" страны Швеции, подобно тому как это было сделано в 1914-1915 г.г., Балтфлот должен был в первые же дни войны бросить все свои надводные, подводные и воздушные силы - направив их, не глядя на потери, на атаки эскортов и минирование южнобалтийских портов. Этого, однако, не произошло - действия против территории Германии свелись к нескольким бомбардировкам дальней авиацией КБФ Берлина с аэродромов на Моонзундских островах. Тактически, а еще более политически они были успешны, но надо бы помнить, что ИЛ-4 минно-торпедного полка дальней авиации Сергея Преображенского все ж предназначались именно для минно-торпедных атак в глубоком вражеском тылу, а не для прорыва ПВО территории противника в стратосфере.

Почему? Ждали итогов сепаратных переговоров о мире, возможно, ведшихся в это время, рассчитывая откупиться от немцев Прибалтикой? Не исключено. Но так или иначе, после оставления РККА 25.08 Таллина - главной базы Краснознаменного Балтийского флота (передовые базы на Моонзундских островах удерживались до октября, а Гангут был оставлен лишь в декабре 1941 г.), убедившись в его пассивности, Гитлер пришел к логичному выводу: нет нужды тратить солдат, штурмуя укрепления Ленинграда, когда можно перебросить их под Москву, рассекая центральный транспортный узел Европейской части СССР.

Это, видимо, из агентурных источников, было известно в Москве. Во всяком случае, как явствует из устного рассказа бывшего директора Кировского завода Зальцмана, некогда записанного Ю.Т. Шутовым (Ю.Шутов. "И снова в осаде"), о последнем рывке 18.09.1941 танковых частей на Ленинград, согласованном фон Боку Гитлером, - через Шушары, в обход основного оборонительного рубежа на Пулковских высотах, - Жукову (и только ему из ленинградских товарищей), заранее принявшему предупредительные меры, сманеврировав артиллерией и поймав немцев в огневой мешок, - было известно. А далее проявилось то, что характеризует собственно Георгия Константиновича личного порученца И.В. Сталина, как полководца - не только пресловутая жестокость и беспощадность, но полководческая беспомощность.

В Ленинград Жуков прибыл с заданием Ставки - не отразить наступление на Ленинград, о прекращении которого в Москве было известно, а деблокировать его. Этот приказ ЖУКОВ НЕ ВЫПОЛНИЛ, напротив, начав перебрасывать войска с восточного крыла обороны на западное, и без того прикрытое артиллерией Кронштадта и кораблей КБФ, растрачивая силы в разрозненных контратаках. Петергофский десант, вину за гибель которого возлагают на Жукова, выполнялся, по крайней мере теоретически, правильно - при встречных ударах пехоты со стороны Ленинграда и с Ораниенбаумского плацдарма. Но проку от восстановления наземного сообщения с Ораниенбаумом, если сообщение Ленинграда с Большой землей не восстановлено, я не вижу.

Вину же за срыв операции успешно свалили на старого знакомца Жукова - маршала Советского Союза Г.И. Кулика, получившего в командование 8 дивизий 54-й армии спешно формируемой из разбитых частей Ленфронта, оказавшихся вне кольца окружения, должной наступать ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ с встречно наступающими изнутри кольца частями Г.К. Жукова. В послевоенном МО СССР хорошо понимали, что Кулик, волею Жукова и Ко, был ошельмован и подставлен, что видно, в частности, из вполне благожелательного тона, каким, не имея возможности вдаваться в обстоятельства, написана справка на Г.И. Кулика в Военно-энциклопедическом словаре (1984, с.383), подчеркивающая посмертное восстановление Кулика в маршальском звании в 1957 г.

Так или иначе, четыре армии, которыми располагал Жуков во внутренней полосе Ленинградского фронта, усиленные морской пехотой, ополчением, погранвойсками и войсками НКВД, - удар навстречу 54-й армии ЛФ организовать не смогли, попытки прорыва кольца были легко отбиты немцами. А в октябре они перенацелили на Волхов пехотные и 39-й моторизованный корпус, остающийся под Ленинградом и опрокинув разрозненные соединения Ленинградского, Карельского и Северо-Западного фронтов, Новгородской оперативной группы, стоявшие здесь, начали наступление в сторону Свири - навстречу финнам, угрожая полным, по восточному берегу Ладоги, окружением Ленинграда. И ответственность за данное развитие событий на Северо-Западном направлении, едва не кончившееся полным окружением Ленинграда, лежит именно на Г.К. Жукове!

Газета "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", №36(800), 21.09.2006 г.

{jcomments on} 

1