СЕГОДНЯ: ВАГНЕР, БЕРГ И РИХАРД ШТРАУСС В БЗФ

мммСИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МИХАЙЛОВСКОГО ТЕАТРА
Дирижер — Михаил ТАТАРНИКОВ
Солистка — Татьяна ПАВЛОВСКАЯ сопрано
 
ВАГНЕР. Увертюра к опере «Летучий голландец»
 
БЕРГ. Семь ранних песен для голоса с оркестром
 
Р.ШТРАУС.
«Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля», симфоническая поэма
Четыре последние песни для сопрано и оркестра

Жемчужинами любой музыкальной коллекции станут сочинения классиков немецкой музыки Рихарда Вагнера, Рихарда Штрауса и Альбана Берга, особенно если прозвучат они в первоклассном исполнении Симфонического оркестра Михайловского театра под управлением главного дирижера этого театра Михаила Татарникова.
Путевку в профессиональную жизнь Татарников получил в стенах Мариинского театра, где ему, недавнему выпускнику дирижерского факультета Санкт-Петербургской Консерватории, ученику Александра Полищука и музыкальному внуку великого Ильи Мусина, было доверено дирижировать многими оперными и балетными спектаклями.
В тот же период началась и международная карьера Татарникова: молодой дирижер выступал с оркестрами туринского Театро Реджио, фестиваля в Стрезе, Новосибирской филармонии, с Филармоническим оркестром Осло; руководил гала-концертом с участием Дженнифер Лэрмор, дебютировал с Российским национальным оркестром в Москве, а также был ассистентом Валерия Гергиева во время исполнения тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» в Метрополитен-опера. Сегодня Михаил Татарников — один из наиболее многообещающих молодых российских дирижеров. Помимо музыкального руководства Михайловским театром Татарников в течение последних сезонов выступает в знаменитых оперных домах Европы: в театре Ла Скала, в опере Бордо и в баварской Штаатсопер.
 
Концерт откроет впечатляющая увертюра Вагнера к опере «Летучий голландец». Семь ранних песен для голоса с оркестром Альбана Берга, которые прозвучат вслед за увертюрой, это почти единственные опубликованные при жизни юношеские песни Берга, придирчиво отобранные автором из раннего наследия. Теодор Адорно, преданный ученик и исследователь творчества Альбана Берга, писал: «Шуман и Вагнер здесь цитируются так, как 16-летний юноша скрывает во всех именах прошлого <…> имя возлюбленной, произнести которое он стыдится».
Противоречивый, а порой неуловимый образ Тиля Уленшпигеля, героя немецкого и фламандского фольклора, преследовал Рихарда Штрауса несколько лет до того, как он решился написать оперу с одноименным названием. Два символа, сохранившихся на могиле Уленшпигеля, сова (по-немецки «уле») и зеркало («шпигель») проясняют происхождение фамилии героя, но не проливают света на его натуру. Штраус после долгих раздумий над этим образом увидел в нем «героя, презирающего людей потому, что он их, в сущности, любит». А французский писатель и музыковед Ромен Роллан обнаружил сходство между Тилем и его творцом. Он писал, что видит в самом Штраусе черты, «которые присущи уроженцам Мюнхена, южной Германии, а именно — традиционную склонность к шутовству, парадоксам и сатире, характер избалованного ребенка или Тиля Уленшпигеля».

В концерте примет участие известная певица, солистка Мариинского театра Татьяна Павловская. Многие знают и любят ее театральные работы, такие как Горислава из «Руслана и Людмилы» Глинки, Половецкая девушка из «Князя Игоря» Бородина, Татьяна из «Евгения Онегина» Чайковского, Купава из «Снегурочки» Римского-Корсакова и многие другие.
Татьяна Павловская выступала в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Опере Сан-Франциско, Опере Вашингтона, в театре Ла Скала, в Альт-опера (Франкфурт), в залах Карнеги-холла в Нью-Йорке, в Концертгебау (Амстердам), Баварской Государственной опере; а также принимала участие в крупнейших международных фестиваля в Равенне, Зальцбурге, Баден-Бадене, Цинциннати, Глайндборне.
1