VIII Международный фестиваль «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»

Николай Алексеев, дирижер27 июня, четверг, 19.00, Большой зал филармонии (Михайловская ул., 2)
Концерт фортепианного дуэта "Сильвер-Гарбург" (Гиль Гарбург и Сиван Сильвер)
В рамках дней Тель-Авива в Санкт-Петербурге
6-й концерт ПЕРВОГО абонемента «Юрий Темирканов и его оркестр»
Заслуженный коллектив России академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер – Николай АЛЕКСЕЕВ
Солисты:
Сиван СИЛЬВЕР
Гил ГАРБУРГ фортепиано (Израиль)
МОЦАРТ. Балетная музыка из оперы «Идоменей»
ШОСТАКОВИЧ. Симфония № 9
ПУЛЕНК. Концерт для двух фортепиано с оркестром
РАВЕЛЬ. «Вальс», хореографическая поэма для оркестра

28 июня, пятница, 19.00, Большой зал филармонии
 
Заслуженный коллектив России академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер – Николай АЛЕКСЕЕВ
МЕНДЕЛЬСОН. Симфония № 3 «Шотландская»
ГЛИНКА. Вальс-фантазия
ВАЛЬДТЕЙФЕЛЬ. «Сирены», вальс
ЧАЙКОВСКИЙ. Вальс из балета «Спящая красавица»
РАВЕЛЬ. «Вальс», хореографическая поэма
Заключительный концерт абонемента «Юрий Темирканов и его оркестр» пройдет под управлением Николая Алексеева, дирижера, постоянно работающего с прославленным Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д.Шостаковича.
 
Программу концерта откроет музыка из первой «взрослой» оперы Моцарта «Идоменея». 24-летний композитор получил заказ баварского и пфальцского курфюрста Карла Теодора и для написания оперы удалился из Зальцбурга, ведя постоянную переписку со своим отцом и ментором, Леопольдом Моцартом, о работе над новым сочинением, премьера которого состоялась 29 января 1781 года в Мюнхене.
165 лет разделяют «Идоменей» Моцарта с Девятой симфонией Д.Д. Шостаковича, впервые исполненной в победном, 1945 году в Ленинграде филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского. Задуманная как гимн великой победе, симфония с символическим для этого жанра номером девять, обманула ожидания прежде всего самого автора, сменив торжественность и пафос на беззаботность и «непереносимую легкость бытия». По словам Шостаковича, симфония стала "вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее". Официальные власти, видимо, сочли такую концепцию слишком облегченной, чтобы присудить автору Сталинскую премию 1946 года, а двумя годами позже наряду с другими сочинениями опального композитора и вовсе запретили симфонию к исполнению.

Полный остроумия и изящества Концерт для двух фортепиано с оркестром Франсиса Пуленка был написан в 1932 году. Его исполнит дуэт молодых израильских пианистов Сивана Сильвера и Гиль Гарбург. Новый приезд дуэта в наш город (музыканты уже дважды выступали здесь) стал возможен благодаря фестивалю «Дни Тель-Авива в Санкт-Петербурге». Дуэт был создан в 1997 году и покорил многие страны и континенты. Музыканты выступали на самых престижных концертных площадках мира, включая Музикферайн в Вене, Карнеги-холл и Линкольн-Центр в Нью-Йорке, филармонию в Берлине, Гевандхауз в Лейпциге и оперный театр в Сиднее. Неоднократно участвовали в фестивале "Кремль музыкальный" в Москве. Игрой дуэта «Сильвер-Гарбург» восхищался выдающийся пианист Николай Петров: "Они замечательные. По-моему, за весь концерт не было взято ни одной посторонней ноты. Это совершенно идеальный, удивительный ансамбль. Они играют как одно целое!"
Подробная информация о дуэте на сайте www.TLVinSPB.ru

Завершит концерт «Вальс» Равеля, созданный в 1920 году для труппы Сергея Дягилева. «Я задумал этот Вальс как нечто вроде апофеоза венского вальса, который вовлекается во все нарастающий фантастический и фатальный вихрь, — писал композитор в «Краткой автобиографии». — Этот Вальс представляется мне в обстановке императорского дворца примерно в 50-х годах прошлого столетия».
В сценической ремарке к партитуре Равель замечает: «В просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими. Сцена освещается все сильнее. Блеск люстр заливает зал. Перед нами императорский двор в 1855 году». Современники спорили, о том, чей императорский двор описал Равель: венский или французский, Наполеона III? Они слышали в музыке «Вальса» «ураган войны», предвестие катаклизмов и прочие, не свойственные этому легкому жанру сантименты. Сам автор так охарактеризовал законченное творение: «...апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря».

Это же сочинение прозвучит в Большом зале филармонии вновь на следующий день, в том же исполнении, в концерте, программу которого можно назвать: «Вальс, вальс, вальс». Слушатели в этот вечер встретятся с Вальсом из «Спящей красавицы» Чайковского, ставшим национальным достоянием России, той музыкой, по которой узнают нашу страну и ее искусство во всем мире. Чайковский развил и довел до апогея симфонические принципы развития и драматизации легкого, не претендующего на глубину, изящного танца, гениально намеченные и реализованные Михаилом Глинкой в его «Вальсе-фантазии». Вначале это сочинение предназначалось для исполнения на фортепиано; однако в 1856 году Глинка, видя большой потенциал этой музыки, оркестровал и придал окончательный вид сочинению, которому суждено было впоследствии стать одним из самых значительных, известных и исполняемых произведений композитора.

В концерте прозвучит вальс «Сирены» Эмиля Вальдтейфеля. Французский композитор, автор многочисленных вальсов, капельмейстер придворных балов Наполеона III и придворный пианист императрицы Евгении, а также соперник легендарного Иоганна Штрауса, Вальдтейфель придерживался определенного типа построения вальса, создавая сюиты из нескольких вальсов со вступлением и развёрнутым заключением.
А откроет концерт исполнение Третьей, «Шотландской» симфонии Мендельсона. Сочинение было написано по мотивам впечатлений автора от путешествия по этой необычной стране. «В Эдинбурге, когда бы вы туда ни прибыли, всегда воскресенье, — писал Мендельсон родным 28 июля 1829 года. — Все здесь очень строго, мощно, все погружено в какую-то дымку, или дым, или туман, а завтра состоится состязание горцев на волынках, и поэтому многие уже сегодня облачились в свои наряды и, степенно и важно покидая церковь, победоносно ведут под руку своих разряженных подруг. У всех длинные рыжие бороды и голые колени, все в ярких плащах и шляпах с перьями. Держа в руках волынки, люди неторопливо проходят по лугу мимо полуразрушенного замка, где так блистательно проводила время Мария Стюарт и где у нее на глазах убили Риччо». Этот отрывок ярко характеризует визионерский, полный образных, исторических ассоциаций стиль мышления Феликса Мендельсона. Впервые сочинение прозвучало 3 марта 1842 года в Лейпциге, в исполнении оркестра Гевандхауза, которым руководил автор. Впервые в истории музыки в «Шотландской симфонии» Мендельсон применил форму сквозного развития, настаивая на ее исполнении без перерывов между частями. В дальнейшем такой принцип будет подхвачен и развит Ференцем Листом в его симфонических поэмах.
1