15 июня: Элен Гримо и Юрий Темирканов в БЗФ

ЭЛЕН ГРИМО: ДЕВУШКА С ВОЛКАМИ15 июня, суббота 19.00, Большой зал филармонии (Михайловская ул., 2)

VIII Международный фестиваль «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»

6-й концерт ТРЕТЬЕГО абонемента

«Первый симфонический оркестр России»

Заслуженный коллектив России академический

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ

Дирижер — Юрий ТЕМИРКАНОВ

Солистка — Элен ГРИМО (Франция)

 

ХОР МИХАЙЛОВСКОГО ТЕАТРА

Художественный руководитель –

Владимир СТОЛПОВСКИХ

РАВЕЛЬ.

«Моя матушка гусыня», сюита

Концерт соль мажор для фортепиано с оркестром

СТРАВИНСКИЙ.

«Жар-птица», сюита из балета

БОРОДИН. Половецкие пляски (с хором) из оперы «Князь Игорь»

ЮРИЙ ТЕМИРКАНОВКонцерт главного дирижера Заслуженного коллектива Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича маэстро Юрия Темирканова откроет сюита Мориса Равеля «Моя матушка гусыня». Пьеса, оконченная в 1911 году, имеет подзаголовок: «Пять детских пьес для симфонического оркестра».

Изначально Равель написал эту музыку для двух роялей и двоих детей своих друзей, девочки и мальчика, Мими и Жана Годебских. Всего две недели спустя парижской премьеры оркестрованной сюиты, музыка «Матушки гусыни» прозвучала в Петербурге, в концерте, организованном антрепризой Александра Зилоти.

Матушка Гусыня — это традиционная героиня французского фольклора, сказочница с гусиными лапками. Истории о ней есть у Шарля Перро, Мари-Катрин герцогини д'Онуа, Жанны-Мари Лепренс де Бомон.

Обратившись к изящной литературе конца XVII—XVIII веков, Равель передал в своей детской сюите черты музыкального стиля эпохи рококо с его клавесинистами и придворными танцами.

Соль-мажорный фортепианный концерт Мориса Равеля поддерживает настроение радостных открытий. Яркая, разноцветная музыка концерта навевает ассоциации с картинами Поля Сезанна, особенно с его поздней работой «Река у моста трёх источников». Солисткой в Концерте выступит известная французская пианистка Элен Гримо. Одна из последних записей пианистки, Пятый концерт Бетховена с Владимиром Юровским и Дрезденской государственной капеллой дала основание критикам назвать Гримо «художником невероятной проницательности». Элен Гримо автор книги «Дикие гармонии: Жизнь с музыкой и волками». Большую часть своей жизни Гримо посвящает работе с окружающей средой: в 90-х, живя в США, она основала небольшой заповедник, в котором жили 17 волков и проводились просветительские мероприятия, направленные, как объясняла Гримо, на демифологизацию образа волка как врага человека.

Второе отделение концерта будет посвящено русской музыке. Сегодня широко празднуется 100-летний юбилей первого исполнения балета Игоря Стравинского «Весна священная» на Русских сезонах в Париже, организованных легендарным Сергеем Дягилевым. Значение этого события трудно переоценить: дерзкая, новаторская, идущая вразрез с канонами предыдущих эпох, музыка «Сцен языческой Руси», как еще называют этот балет, взорвала спокойствие и самодовольство почтенной публики, став поворотной точкой в искусстве как музыки, так и хореографии, прочертив перспективу их развития на весь ХХ век.

«Половецкие пляски», которыми завершится концерт, также один из хитов Русских сезонов и любимый балетный номер из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Яркая, зажигательная музыка, изображающая «русский Восток», сплав татарских, кавказских и среднеазиатских напевов, стала неотъемлемой частью русской культуры, служа источником вдохновения на протяжении более чем ста лет.

1