ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ: 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ЕАМВ среде музыкальной элиты Советского Союза великий русский дирижер Евгений Мравинский всегда держался особняком.

Мравинскому при рождении повезло: появившись на свет в 1903 году в дворянской семье, он успел получить превосходное классическое образование, которого следующие поколения практически были уже лишены. Его отец, Александр Константинович (1859—1918), был выпускником Императорского училища правоведения, состоял членом консультации при Министерстве юстиции и имел чин тайного советника. Мать, Елизавета Николаевна (1871—1958), происходила из дворянского рода Филковых. Сестра отца, Евгения Мравинская, была знаменитой солисткой Мариинского театра, выступавшая в 1886—1900 годах под псевдонимом Мравина.

В 1924 году поступил в Ленинградскую консерваторию (педагоги Н. А. Малько, А. В. Гаук) на отделение композиции. В 1927 году стал заниматься на отделении дирижирования, где и приобрёл технические навыки и умение работать с партитурой.

При начале музыкальной карьеры в молодой Советской Республике, Мравинскому повезло во второй раз: сводной сестрой отца была Александра Коллонтай, ставшая к тому времени известным советским государственным деятелем. Он дебютировал в качестве дирижера в Мариинском театре в 1932 году, а в 1932—1937 годах провёл около 40 программ с оркестром Ленинградской филармонии. Говорят, что столь стремительному взлету карьеры молодого человека способствовала высокопоставленная родственница.

Получив столь удачный жизненный старт, всего остального Мравинский, надо полагать, добился личными дарованиями и трудом. В 1934 году оркестр Ленинградской филармонии под его руководством одним из первых в СССР получил почётное звание Заслуженного коллектива Республики. Затем 1938 году, победив на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве, Мравинский в течение ровно полувека (1938—1988) возглавлял Заслуженный коллектив России – тот самый, который мы и по сей день можем слушать еженедельно (за вычетом гастрольного времени) в бывшем Дворянском собрании на углу Михайловской улицы и площади Искусств.

Вдова Евгения Александровича известная флейтистка, профессор петербургской Консерватории Александра Михайловна Вавилина-Мравинская рассказывает:

«В отличие от большинства подневольных советских дирижеров, Мравинский играл только ту музыку, которая была ему близка и понятна. Он позволял себе эту роскошь, возможно лишаясь при этом каких-то благ. Играл мало известного тогда у нас и не очень понятного широкой публике Брукнера. Никогда не жалел времени на репетиции».

В стенах Филармонии живет такая легенда. Как-то продирижировав на генеральной репетиции 7-й симфонией своего любимого Антона Брукнера, он сказал: лучше мы уже никогда не сыграем, а хуже я не хочу. И отменил концерт.

В стране, бесновавшейся в атеистическом безумии, он сумел сохранить девственно чистую, но твердую веру в Бога. И когда он ушел, никто не посмел помешать его вдове выполнить его последнюю волю: в последних числах января 1988 года его отпели в Спасо-Преображенском соборе по православному обряду.

1