7 июня: РОБЕРТ ШУМАН В БЗФ

РОБЕРТ ШУМАНVIII Международный фестиваль 

«МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» 
6-й концерт ВТОРОГО абонемента «Линия жизни» 
 
7 июня в канун 203-го дня рождения Роберта Шумана в рамках абонемента «Линия жизни», в Большом зале Филармонии (ул. Михайловская д.2) прозвучит музыка великого саксонского композитора  в исполнении АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ФИЛАРМОНИИ под управлением замечательного петербургского дирижера доктора искусствоведения Владимира Альтшулера. В программе: «Манфред», увертюра из музыки к драматической поэме Дж.-Г. Байрона (1848); Концерт для фортепиано с оркестром (1841-1845); Симфония № 4 (2-я ред. 1851). За роялем — Валерий Кулешов.

«Музыка Шумана… открывает нам целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека». Эти слова Чайковского могут послужить эпиграфом к последнему – шумановскому – концерту монографического абонемента. Сочинения, включенные в сегодняшнюю программу, «комментируют» сам Шуман и его современники.

Владимир Альтшулер«МАНФРЕД», увертюра из музыки к драматической поэме Дж.-Г. Байрона

Премьера спектакля с музыкой Шумана (увертюра и 15 номеров) состоялась в Веймарском театре 13 июня 1852 года под управлением Ф.Листа. Увертюра впервые прозвучала в Лейпциге 14 марта 1852 года (дирижировал автор) и вскоре обрела жизнь на филармонической эстраде.

«5 августа – “Манфред” – воодушевление – эскизы».

«22 ноября – “Манфред” окончен».

«23 ноября – готова инструментовка “Манфреда”».

Из записной книжки Шумана за 1848 год

«Весь прошлый год я был все время деятелен, да и теперь тоже, в ближайшее время появится довольно много сочинений, крупных и малых. Одну значительную работу я почти закончил – музыку к “Манфреду” Байрона, которого я обработал для сценического исполнения, с увертюрой, антрактами и другими музыкальными номерами; текст дает для этого обильный материал…».

Из письма Шумана к Листу, 1849

«Уважаемый друг,

Вчера мы репетировали увертюру к “Манфреду”. Это вновь пробудило мою давнюю любовь к этой поэме. Как прекрасно было бы, если бы мы смогли представить людям это могучее воплощение величайшей поэтической силы. Вы мне однажды подали такую надежду; вспоминали ли Вы об этом впоследствии?

… Произведение нужно было бы представить публике не как оперу и не как зингшпиль или мелодраму, но как “драматическую поэму с музыкальным сопровождением” Это было бы нечто совершенно новое, еще неслыханное».

Из письма Шумана к Листу, 1851

 

«Я просил бы Вас, дорогой друг, принять особенно близко к сердцу увертюру; смею признаться, что считаю ее одним из моих самых сильных детищ, и хотел бы, чтоб и Вы ее так восприняли».

Из письма Шумана к Листу, 1851

 

«Глубокоуважаемый друг! Я очень сожалею, что Вы не смогли приехать [также и] на 2-е представление Вашего “Манфреда”; надеюсь, Вы останетесь довольны тем, как произведение (которое я отношу к числу наиболее удавшихся Вам) было разучено и исполнено. Общее впечатление, как я и ожидал, было благородным, глубоким и возвышенным».

Из письма Листа к Шуману, 1852

 

«Для широкой публики эта поэма и эта музыка не эффектны, но люди более образованные, думается, почувствуют поэтичность всего в целом… музыку “Манфреда” люблю особенно, мечтаю о ней, и увертюра для меня – одно из самых великолепных, захватывающих произведений».

Из письма К.Шуман, 1852

ВККОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром

Впервые прозвучал 4 декабря 1845 года в Дрездене под управлением Ф. Хиллера, солистка – К. Шуман. 1 января 1846 года она же представила концерт в Лейпциге, дирижировал Ф. Мендельсон.

«Я написал новую инструментальную вещь – “Увертюру, интермеццо и финал” и еще Фантазию для фортепиано с оркестром, которую хочу исполнить здесь [в Лейпциге] ближайшей зимой».

Из письма Шумана, 1841

(Фантазия – будущая первая часть Фортепианного концерта).

«Мой концерт состоит из Allegro affettuoso, Andantino и Рондо, две последние части идут без перерыва – быть может, Вы это обозначите в программе».

Из письма Шумана к Мендельсону, 1845

«Вам, наверное, будет приятно узнать, что здесь [в Праге] у нас все шло очень хорошо. В первом концерте было много публики, во втором – в театре (в неблагоприятное дневное время) – достаточно. Особенно понравился мой концерт, и мне даже пришлось – о чем я никогда и не мечтал – выйти на сцену и отвешивать поклоны».

Из письма Шумана, 1847

«… особенно понравился [в Праге] концерт Роберта… Мне все удалось очень хорошо, оркестр сопровождал, и Роберт дирижировал con amore, и его вызывали; меня это очень позабавило, так как на сцене он вел себя очень комично, мне пришлось его почти вытащить, ибо публика не переставала его вызывать».

Из дневника К. Шуман, 1847

(о тех же пражских концертах)

СИМФОНИЯ № 4

Премьера симфонии в первой редакции состоялась 6 декабря 1841 года в Лейпциге, во второй редакции – 15 мая 1853 года в Дюссельдорфе под управлением автора. По словам Чайковского, симфония эта «заключает в себе в избытке всегдашние качества шумановского творчества: необыкновенное богатство мелодического изобретения, оригинальные, сочные гармонические комбинации, необычайное искусство в разработке тем, свежесть и глубокую прочувствованность».

«Оба оркестровых сочинения – Вторая симфония и “Увертюра, скерцо и финал”, которые были исполнены в нашем последнем концерте, не имели того большого успеха, какой выпал на долю Первой. Для одного вечера, думается мне, было слишком много всего, и потом недоставало Мендельсона в качестве дирижера. Но все это не беда. Я убежден, что вещи никак не уступают Первой симфонии и, в свою очередь, рано или поздно получат признание».

Из письма Шумана, 1842

(упоминаемая Шуманом Вторая симфония – не что иное,

как первая редакция Четвертой симфонии)

«Ты, вероятно, помнишь мою старую симфонию, которую мы когда-то слушали в Лейпциге; и я бы не поверил тогда, что она может вновь прозвучать по такому поводу. Ее будут исполнять [на Нижнерейнском музыкальном фестивале] почти что против моей воли. Но члены комитета, которые ее слышали недавно, так настойчиво уговаривали меня, что я не мог сопротивляться. Впрочем, я эту симфонию инструментовал совершенно заново, и теперь она звучит, право же, лучше, более эффектно».

Из письма Шумана, 1853

«Сейчас мне гораздо лучше, прибавилось сил, и выгляжу я моложе, чем в Дюссельдорфе…

Хотелось бы напомнить тебе о многом, об ушедших блаженных временах, о нашей поездке в Швейцарию, о Гейдельберге, Лозанне, Веве, Шамуни, потом о нашей поездке в Гаагу, где ты достигла в своей игре небывалого совершенства, потом о путешествии в Антверпен и Брюссель, о музыкальном празднике в Дюссельдорфе, где впервые прозвучала моя 4-я симфония, и ты на второй день так прекрасно с исключительным успехом сыграла мой концерт в a-[moll]…».

Из письма Р. Шумана к К. Шуман

(отправлено из больницы в Энденихе), 1854

Читайте также - Леонид Сабанеев о Шумане: http://vechespb.ru/content/view/407/

1