НИКОЛАЙ ЛУГАНСКИЙ: С ЯСНОЙ ГОЛОВОЙ И ХОЛОДНЫМ СЕРДЦЕМ

ИСКОНЦЕРТ НИКОЛАЯ ЛУГАНСКОГО В БЗФ 22 МАЯ 2013

Среди плеяды учеников Сергея Доренского, к числу которых принадлежат: Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Ольга Керн и многие другие, Николай Луганский не выделяется громкой рекламой и чередой скандалов. Безусловно, пианист Луганский держит московскую марку качества, усвоив приемы эстрадного успеха и заслужив уважение публики своим честным трудом.

22 мая в БЗФ была представлена довольно необычная программа. В первом отделении прозвучали произведения Яначека и Шуберта. Цикл чешского композитора произвел своеобразное впечатление. Извилистые, а порой обрывистые мелодические линии с покачивающимся басом и яркими проблесками верхнего регистра погружали слушателя в затейливую фантазию композитора. Музыка не без влияния романтической традиции с одной стороны и чешского фольклора с другой.

Если знакомство с редким произведением Яначека удалось, то исполнение шубертовских экспромтов ор. 142 показалось довольно неоднозначным. Звучание получасовой мерной, убаюкивающе-баркарольной, скучной музыки, в динамическом диапазоне не выходящем за пределы mp – mF при всем мастерстве пианиста не лучшее репертуарное решение. Экспромты, представляя собой что-то среднее между Моцартом и Бетховеном, были исполнены почти в классической манере с точными штрихами, выверенной динамикой и цельной формой. Лишь жужжаще – прыгающие фокусы 4-го экспромта наконец-то разбудили публику после оцепенения и гипноза. Если бы перед нами вещали Альфред Брендель или Андраш Шифф, коим творчество этого композитора гораздо роднее и ближе, может быть, эта мерность и достигла бы высот медитативного экстаза. Увы, пианистическая манера Луганского не предполагает перелета на другую планету.

Позволю себе несколько слов о новоиспеченном Народном артисте РФ.

Николай Луганский обладает замечательным пианизмом, культурой, являясь преемником русской фортепианной школы. Ясный звук, точное туше, филигранные пассажи, длинные фразы с широким дыханием – все это характеризует пианиста как профессионала высокого класса. Отмечу необычайно ясный, выпуклый звук, который никогда не «прячется за педальку», идеальный баланс между голосами и всей фактурой доказывает, что не все в нашем музыкальном мире является плодом рекламы и PR, и что никто еще не отменял многочасовые занятия для концертирующих музыкантов любого возраста и звания.

Второе отделение представило нашему вниманию музыку Метнера и Рахманинова. Вкрадчивый пересказ Сонаты-Воспоминания в «Вечерней песне» и бравурная техника Метнера-пианиста в пьесе «Весна» - мотивы русской природы, очевидно, близки и понятны пианисту. Безусловно, музыка Рахманинова – это конек Луганского. Являясь одним из лучших исполнителей этого композитора, все внимание и весь интерес был публики Луганский приковал ко Второй сонате Рахманинова. И тут началось…Черт, который весь концерт сидел в табакерке, наконец-то выбрался из рукава артиста и начал закручивать безумные темпы, громогласные басы и блестящие пассажи. Думаю, что эта «эстрадная фишка», отработанная годами, немного наскучила самому Луганскому.

НЛВместо страстного, исполинского звучания, бесконечная спешка, безумный бег к финалу и сквозь финал к клокочущему завершению. Руки делают все верно и даже более того, исполнение, которое просится на CD с пометкой live, интригующая комбинация двух редакций, точность исполнения и никакой «отсебятины» приближает эту интерпретацию к идеальному звучанию. Все есть, но чего-то ощутимо важного до боли не хватает. Эмоции, страсти, царской поступи басов, победного звучания горовицевских пассажей и конечно биения сердца. Стерильное исполнение, в котором все правильно, выверено, точно, не способно задеть за живое, ранить любовью к искусству сердце.

Несмотря на вышеперечисленные эпитеты, публика была в восторге, с рвением вызывая артиста на бис. Блеск пассажей, концертный лоск, московский знак качества оказались для наших меломанов выше духовной составляющей.

Николай Луганский – замечательный пианист, который даст фору любому прославленному виртуозу, имея статус Народного артиста РФ, не подарил нам искреннего музыкального пиршества, спрятал все эмоциональные порывы (если они вообще ему знакомы) под фраком, оставив в восприятии послевкусие с оттенками горькой незавершенности.

1