ЕВГЕНИЙ ИЗОТОВ СЫГРАЛ ЧАЙКОВСКОГО В БЗФ

ЕИ6 мая в 5-ом концерте абонемента «Линия жизни» в Большом зале Филармонии Академический симфонический оркестр под управлением американского дирижера Дориана Уилсона сыграл Увертюру Чайковского «Фатум», «Патетическую» симфонию и знаменитый Первый фортепианный концерт. Ещё при жизни композитора Первый концерт был весьма популярен. Он неоднократно звучал во время гастролей Чайковского по США, исполнялся на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, а также на последнем в его жизни концерте в Петербурге, где во втором отделении впервые исполнялась «Патетическая» симфония. В Концерте №1 для фортепиано с оркестром солировал Евгений Изотов.

Евгений Изотов родился в 1979 году в семье музыкантов. Свой первый Grand-Prix выиграл в 15 лет. Затем принимал участие в многочисленных музыкальных фестивалях, среди них Харрогейт в Англии, Бузони в Больцано, Альгарвэ в Португалии, Радио Франс в Монпелье, Кухмо в Финляндии и др. Выступал с оркестрами Эрмитажного театра, Санкт-Петербургской Академической Капеллы, Петрозаводской филармонии, оркестром “Moldova”(Румыния), Curitiba Festival Orchestra(Бразилия), Pusan Philarmonic Orchestra (Южная Корея). Его концерты транслировались по телеканалам Mezzo, MBC в Южной Корее, на Radio France и Радио Россия-Петербург. Сегодня Евгений Изотов – гость нашей редакции.

Евгений, 6 мая в Большом зале Филармонии вы играли знаменитый Первый фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского. А я вот слышал от многих пианистов, что фортепианная музыка Чайковского недостаточно профессиональна и не является лучшей частью его наследия. Что Вы можете сказать об этом?

Я согласен с мнением, что Чайковский не фортепианный композитор. Большая часть его фортепианного творчества не является репертуарной. В основном часто исполняются его Первый фортепианный концерт и цикл «Времена года».

Чайковский не был профессиональным пианистом, в отличие от Рахманинова и Скрябина. Вследствие этого его фортепианная фактура не всегда является удобной и ясной, например, в Большой сонате и фортепианном трио. Но его Первый концерт, который кстати я буду играть 6 мая – в канун дня рождения композитора – в  Большом зале Филармонии, мне кажется пианистически удобным. Фортепианная фактура этого концерта вполне естественна, не перегружена и не кажется какой-то экстремально сложной. Для меня, на данный момент, представлялось сложным исполнить этот концерт так, чтобы он прозвучал как-то по-новому, свежо, в то же время отдавая дань традициям исполнения этого концерта.

Любопытно, что первоначально Чайковский посвятил произведение Николаю Рубинштейну, который должен был стать его первым исполнителем. Однако тот отозвался о сочинении весьма недоброжелательно, сказав, что оно «никуда не годится», и, оказалось, что в исторической перспективе проиграл.

Евгений, раньше с пианистами было все понятно – есть Рихтер, Гилельс, Софроницкий, Керер, Егоров плюс несколько десятков имен второго ряда. Сейчас мы видим сотни, если не тысячи имен. Как в этом многообразии сориентироваться?

Конечно, сейчас существует огромное количество пианистов, причем средний профессиональный уровень исполнительства очень высок. Но, на мой взгляд, среди них не так много настоящих музыкантов. Музыкант, в моем понимании, это человек, который не только умеет играть на инструменте, но и также обладает интеллектом, разносторонне развит.

Мне кажется, что сейчас главная проблема в том, что классическое музыкальное исполнительство превратилось в бизнес. И это накладывает свой отпечаток на музыкальную сферу. Многие молодые исполнители озабочены не своим музыкантским и личностным развитием, а карьерой. Очень печально наблюдать, как известные артистические агентства после конкурсов заключают контракты с молодыми талантливыми лауреатами, выжимают их как лимон за год или два (причем эти ребята играют зачастую одну и ту же программу) и потом берут им на смену других лауреатов.

Кстати о конкурсах: если раньше это были действительно состязания музыкантов, где можно было услышать интересные, неординарные трактовки, то сейчас это больше напоминает спортивные состязания - "быстрее, выше, сильнее". А количество конкурсов просто невероятное, в одной Италии более ста.

Что  делать с переизбытком пианистов я, честно говоря, не знаю. Наверно, надо адекватно оценивать свои способности и кому-то надо преподавать, кому-то быть концертмейстером. Но я надеюсь, что мы еще услышим в будущем новых Рихтеров и Гилельсов.

А куда ушло из филармонических залов искусство импровизации, столь популярное в прошлом?

В наше время искусство импровизации мы можем услышать в основном в джазе. Сейчас исполнители классики поставлены композиторами в жесткие рамки. Если открыть ноты произведений Баха, то мы не увидим в них такого количества авторских указаний, как, например в нотах композиторов 19-го и особенно 20-го веков. Также во времена Баха, Моцарта многие исполнители являлись одновременно композиторами. Сейчас же в основном существует четкое разделение между композиторами и исполнителями.

Я, к примеру, не возьму на себя смелость сыграть свою каденцию к концерту Бетховена или Чайковского. Хотя, я считаю, что уметь импровизировать очень важно для исполнителя, это очень развивает музыкальное мышление. Кстати, мое хобби – это джазовая импровизация.

Как вы поступаете, когда вам приходится исполнять музыку, которая вам непонятна или не нравится?

Конечно, случается, что приходится играть сочинения, которые не близки мне. В большей степени это касается современной музыки, в которой я не чувствую себя так свободно, как в классике и романтике. Что я делаю в таких случаях? К примеру, год назад мне предложили сыграть сочинение Хиндемита "Kammermusik N2" в Пермском театре оперы и балета. Когда я первый раз прочитал с листа это произведение, честно скажу, эта музыка оставила странное впечатление. Но все изменилось после того, как я прослушал много других сочинений Хиндемита и конкретно это произведение в исполнении Рихтера. Все сразу встало на свои места. Я начал больше понимать стиль композитора, его полифоническую технику, фактуру. И сейчас я  с удовольствием сыграл бы его еще раз.

В моем случае, если мне не близок стиль композитора, то, в первую очередь, я стараюсь понять идею и проникнуть в этот стиль. С другой стороны важно качество музыки. Есть произведения, которые представляют собой просто набор нот, и в таких случаях я их не играю.

А что вы вообще думаете о Чайковском?

Мое мнение о музыке Чайковского не отличается оригинальностью. Безусловно, музыка Чайковского – это великая музыка. Конечно, я больше люблю симфонии, оперы, сочинения для струнного оркестра, в меньшей степени фортепианное творчество. Для меня эта музыка невероятно искренняя, простая и в то же время очень глубокая. Мне кажется, что такая музыка не может никого оставить равнодушным. Чайковский одно из величайших явлений русской культуры.

Хочу процитировать слова Стравинского: "Подобно Пушкину в поэзии, Чайковскому удалось это удивительное единство, благодаря которому русское искусство поднялось на уровень высочайших достижений искусства Европы и в то же время сохранило национальное своеобразие".

Беседовал Денис Усов

1