Де БУАМОРТЬЕ. «ВРЕМЕНА ГОДА» в СМОЛЬНОМ СОБОРЕ

Пятница, 15 февраля. Начало в 19.00

Концертно-выставочный зал «Смольный собор»

(четыре кантаты для голоса, инструментов и генерал-баса)

Ансамбль старинной музыки «НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ»:

Павел АНДРЕЕВ (флейта траверсо), Юлия ЛУРЬЕ (барочная скрипка, виола да гамба),

Алексей ПОПОВ (барочная скрипка, барочный альт),

Антон АНДРЕЕВ (барочная виолончель), Михаил БЛЕХЕР (клавесин).

Елизавета СВЕШНИКОВА (сопрано), Илья МАЗУРОВ (баритон)

15 февраля в Концертно-выставочном зале «Смольный собор» Ансамбль старинной музыки «НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ» представит публике музыку французского композитора Жозефа Бодена де Буамортье. Четыре кантаты-монолога для разных голосов с аккомпанементом ансамбля объединены в единый цикл «Времена года» («Les quatre saisons»)– начиная с «Весны» и заканчивая «Зимой».

«Времена года» – одна из вечных тем мировой культуры, всегда привлекавшая художников, композиторов, поэтов. Тайна неподвластного человеку движения времени, его конечность для каждого и бесконечность для Вселенной, ассоциация с человеческой жизнью, где после юности приходит молодость, затем зрелость и старость — всё это в каждую эпоху рождало свой философский подтекст, давая простор воображению и богатству выразительных средств.

В музыкальном искусстве тема «времён года» широко трактовалась композиторами разных эпох – от Й. Гайдна, А. Вивальди, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова до В. Гаврилина, А. Пьяццоллы, Дж. Кеджа, К. Штокхаузена…

Жозеф Боден де Буамортье (1689-1755), современник Людовика XIV, создал цикл кантат «Времена года» в 1724 году. Нимфы, сатиры и музы, влюбленные пастухи и пастушки, солнце, ветер и снег, вино, дружеская беседа — вот образы, населяющие эту изысканную, нежную и страстную музыку...

Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия» одним из первых в России начал заниматься аутентичным (исторически ориентированным) исполнительством старинной музыки.

Ансамбль был создан в Петербурге в 1989 г. флейтистом Павлом Андреевым. В его состав вошли молодые петербургские музыканты, выпускники Санкт-Петербургской консерватории. Музыканты ставили перед собой задачу восстановить подлинное звучание европейской музыки XVII – XVIII веков, освоить и оживить в своих руках многочисленные старинные инструменты. За годы существования ансамбль стал хорошо известен в России, обрёл высокую профессиональную репутацию, гастролировал в странах Балтии, Польше, Югославии, Германии, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии. Участвовал в международных фестивалях, является дипломантом московского фестиваля старинной музыки.

В репертуаре ансамбля множество программ европейской музыки XVIII – XIX веков, которые постоянно обновляются. Среди них такие, как «Граунды. Чаконы. Пассакалии», «Вивальди – концерты для камерного ансамбля», «Музыка при дворе Людовика XIV», «Бах и его предшественники», «Примиренные вкусы», «Вечер флейтовых квартетов» и др. Ансамблем создана уникальная программа «Музыка при русском дворе конца XVIII века», в которую, наряду с другими, вошли произведения, найденные в нотной библиотеке русской императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги русского императора Александра I) и с елизаветинских времён, по-видимому, не исполнявшиеся.

С 1998 г. ансамбль постоянно сотрудничает с Петербургским Музеем Музыки в Шереметевском дворце. Осуществив научно-исследовательские работы в коллекции музыкальных инструментов Музея Музыки, музыканты в 1998 – 2003 гг. провели концерты на уникальных инструментах – редких музейных экспонатах, а также записи этих инструментов. Начиная с 2000-го года и по настоящее время ансамбль ежемесячно проводит в музее концерты (цикл «Музыкальные пятницы барона Штакельберга»), посвященные разным инструментам, композиторам, неизвестной музыке.

В 2007 г., совместно с сотрудниками нотного отдела РНБ, музыканты осуществили исполнение и издание сборника сонат Лодовико Мадониса, знаменитого итальянского скрипача, служившего при русском дворе в 1-й половине XVIII века. Сборник сонат был утерян еще при жизни композитора, и первый раз услышать звучание уникальной находки стало возможным только в XXI веке.

Ансамбль – постоянный партнер Таллиннского барочного оркестра, выступает с музыкантами Финляндии, Германии, Латвии, Эстонии. Постоянный партнер ансамбля в последние годы – камерный хор «Festino». Юбилейный сезон 2009-2010 гг. был ознаменован исполнением «Страстей по Иоанну» И.С. Баха международным сборным барочным ансамблем, хором «Festino» и молодыми вокалистами Петербурга.

Компакт-диски ансамбля: «Вивальди. Шесть концертов для камерного ансамбля», «Hotteterrе. Шесть трио-сонат», «Muzeum of music» (записи инструментов из музейной коллекции), три диска серии «Старинная музыка на старинных инструментах»: «Музыка при дворе Людовика XIV», «И С. Бах. Три сюиты для виолончели соло», «Бах. Бибер. Витали» (чаконы и пассакалии для скрипки).

1